Уильям (Билл) Форсайт (англ. William Forsythe, 30 декабря 1949, Нью-Йорк) — американский танцовщик и хореограф, работающий преимущественно в Германии; одна из наиболее значительных фигур в хореографии 2-й половины XX века. Разработчик (в сотрудничестве со своими артистами) техники танцевальной импровизации.
Биография
Учился танцу в университете Джексонвиля. Будучи стажёром «Балета Джоффри», дебютировал на сцене в Чикаго в 1971 году. В 1973 году вслед за своей женой Эйлин Брэди переехал в Германию, где был принят в состав Штутгартского балета. При поддержке руководителя балетной труппы Марсии Хайде начал пробовать себя в качестве хореографа. В 1976 году поставил свой первый балет, «Изначальный свет» и официально получил должность хореографа.
С 1984 года в течение 20 лет руководил Франкфуртским балетом, где многие спектакли создал вместе с композитором Томом Виллемсом. Также тесно сотрудничал с архитектором Даниэлем Либескиндом и модельером Иссеем Мияке.
Форсайт активно использует в своих работе достижения современной техники и цифровые технологии. В 1999 году, когда труппа была на гастролях, совместно с Siemens Art program он провёл во Франкфурте уличную художественную инсталляцию с использованием видеозаписей своих артистов. В 2001 году планировал провести похожую акцию на Манежной площади в Москве в рамках II Европейского фестиваля современного танца — однако она была запрещена российскими властями.
В 2005 году создал собственную труппу, The Forsythe Company, занимающуюся экспериментами в области современного танца.
Балетный критик Павел Гершензон, идеолог направления развития балетной труппы Мариинского театра в 1998—2008 годах, выстраивал в своих теоретических работах прямую линию развития балета от Мариуса Петипа через Баланчина к Форсайту.
Постановки
- 1976 — Urlicht
- 1979 — «Орфей» на музыку Ханса Хенце*, Штутгартский балет.
- 1983 — France/Dance
- 1984 — Artifact
- 1987 — In the Middle, Somewhat Elevated на музыку Тома Виллемса
- 1988 — Impressinge the Czar на музыку Тома Виллемса, Людвига ван Бетховена и др.
- 1990 — Limb’s Theorem на музыку Тома Виллемса
- 1991 — Loss of Small Detail
- 1996 — «Головокружительное упоение точностью» на музыку Девятой симфонии Франца Шуберта
- 1999 — Three Atmospheric Works (см.: [1])
- 2000 — One Flat Thing, reproduced ; Kammer/Kammer
- 2001 — «Фраза Вирджинии Вульф» на музыку Эккехарда Эхлера, С. Мейснера и Тома Виллемса
- 2005 — You Made Me a Monster (см.: [2])
- 2006 — Studies
- 2007 — Decreation
- 2008 — Yes we can’t ; I Don’t Believe in Outer Space
- 2009 — The Returns
(*) — мировая премьера музыкального произведения
Признание и награды
- премия «Бесси» (1988, 1998, 2004, 2007)
- премия Лоуренса Оливье (1992, 1999, 2009)
- кавалер ордена искусств и литературы (Франция, 1999).
- премия «Бенуа танца» (за постановку спектакля «Фраза Вирджинии Вульф», 2002)
- Немецкая танцевальная премия (2004)
- премия Сэмюэла Скриппса / ADF за достижения в области современного танца (США)
- «Золотой лев» Венецианской биеннале за пожизненные заслуги (Италия, 2010)