Пьер Франкастель (фр. Pierre Albert Emile Ghislain Francastel, 8 июня 1900, Париж — 1970, там же) — французский историк и социолог искусства.
Биография
Отец – историк искусства и художественный критик Альбер Франкастель, мать – дочь бельгийского художника Феликса тер Линдена. В детстве перенес полиомиелит, сделавший его пожизненным инвалидом. Закончил Сорбонну по факультету классических языков и литератур.
Вырос в Версальском дворце, где трудился отец, здесь же с 1925 работал сам над диссертацией о скульптуре Версаля. С 1930, защитив диссертацию, становится директором Французского института в Варшаве, читает лекции в Варшавском университете. С 1936 преподавал в Страсбургском университете. Участвовал в Сопротивлении. После войны по приглашению Люсьена Февра занял в 1948 пост профессора на созданной специально для него кафедре социологии искусства в Практической школе высших исследований в Париже.
Исследовательский подход
Развивал идеи Дюркгейма о коллективных представлениях и его исследования символических классификаций, соединяя их с историческим подходом школы Анналов и предвосхищая позднейшие разработки по социологии пространства и других символических форм, истории ментальностей и сферы воображаемого. Ученого отличает широкий исторический кругозор, в сферу его профессиональных изысканий входит европейское искусство от эпохи Средневековья и Возрождения до импрессионизма, кубизма и беспредметной живописи. Его интересовали отношения между искусством и технологией, искусством и идеологией, искусством и публикой.
Избранные труды
- La sculpture de Versailles; essai sur les origines et l’volution du gout franais classique (1930)
- La Pologne pittoresque (1934)
- L'impressionnisme; les origines de la peinture moderne de Monet Gauguin (1937)
- Monet, Sisley, Pissarro (1939)
- Le style empire (1939)
- L'humanisme roman. Critique des thories sur l'art du XIe sicle en France (1942)
- Frontires du gothique (1945)
- L'histoire de lrt, instrument de la propagande germanique (1945)
- Nouveau dessin, nouvelle peinture; l’cole de Paris (1946)
- Peinture et socit: naissance et destruction d’un espace plastique, de la Renaissance au cubisme (1952)
- Histoire de la peinture franaise, la peinture de chevalet du XIVe au XXe sicle (1955)
- Histoire de la peinture italienne, t.1-3 (1955-1963, в соавторстве с Гальенной Франкастель)
- Art et technique aux XIXe et XX sicles (1956)
- Estve (1956)
- Utopie et institutions au XVIIIe sicle; le pragmatisme des Lumires (1963)
- Art et technique (1964)
- La ralit figurative, lments structurels de sociologie de l'art (1965)
- La Figure et le lieu, l'ordre visuel du Quattrocento (1967)
- Le Portrait; 50 sicles d'humanisme en peinture (1969, в соавторстве с Гальенной Франккастель)
- tudes de sociologie de l'art (1970)
- L'image, la vision et l'imagination: l'objet filmique et l'objet plastique (опубл. 1983, в соавторстве с Гальенной Франкастель)
- Une destine de capitale: Paris (опубл. 1984)
Признание и награды
Франкастель – один из наиболее авторитетных социальных историков и социологов искусства. Его книги неоднократно переиздавались при жизни и републикуются до нынешнего дня, они переведены на японский и многие европейские языки. Лауреат премии Коллеж де Франс (1957). В 1963 ему был присужден Орден Почётного легиона, но учёный от него отказался.
С 2004 в университете Париж-Нантерр действует Центр междиспиплинарных исследований современного искусства имени Пьера Франкастеля, он публикует свои «Тетради».
Публикации на русском языке
- Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху Кватроченто. СПб: Наука, 2005 (Французская библиотека)
Литература
- La sociologie de l'art et sa vocation interdisciplinaire: l'uvre et l'influence de Pierre Francastel. Paris: Denol/Gonthier, 1976
- Campos J.L.de. Do simblico ao virtual: a representao do espao em Panofsky e Francastel. So Paulo: Editora Perspectiva; Rio de Janeiro: Universidade do Estado do Rio de Janeiro, 1990
- Morisson M.-A. Archives de Pierre Francastel (1900-1970). Paris: EHESS, 1996