Витольд Фриман (польск. Witold Friemann, 20 августа 1889, Конин — 22 марта 1977, Ляски) — польский пианист, композитор, дирижёр и педагог.
Биография
Начальное музыкальное образование получил у Павла Ромашки (фортепиано) и Марка Завирского (теория). Затем, до 1909 года, учился в Варшавском институте музыки у Зыгмунта Носковского, Романа Статковского (композиция и оркестровка), Александра Михаловского (фортепиано) и, вероятно, Петра Машиньского. В 1909—1913 годах жил в Лейпцигеи Майнингене, где учился у Макса Регера (композиция) и Йозефа Пембаура (младшего) (фортепиано). Путь Фримана как пианиста, начавшийся удачным выступлением в 1914 году, был прерван войной, и он смог возобновить концертную деятельность только в 1921 году, во Львове, куда приехал по рекомендации Адольфа Хыбиньского.
До 1929 преподавал по классу фортепиано во Львовской консерватории Польского музыкального общества. К этому времени он становится известен и как композитор, прежде всего благодаря песням (их любила включать в программы своих выступлений в том числе Ада Сари) и произведениям для фортепиано, которые сам часто исполнял на концертах.
В 1929 году Фриман перебрался в Катовице, где его стараниями была открыта консерватория, которой он руководил до 1934 года. При ней же по инициативе Фримана была создана единственная в Польше Военная школа музыки (Wojskowa Szkoa Muzyczna).
В 1933 году он переехал в Варшаву, где работал на Польском радио, сначала как «контролёр музыки» (kontroler muzyki), затем как «референт классической музыки» (referent muzyki powanej).
Во время немецкой оккупации принимал участие в тайных концертах.
С 1946 года в течение 17 лет работал хоровым дирижёром и преподавателем фортепиано на заводе для слепых в Лясках, где остался жить и после выхода на пенсию.
Награды
- Золотой Крест Заслуги — дважды (1938, 1958)
- Орден Возрождения Польши (1960)
- Медаль папы Павла VI
- Орден Министерства культуры и искусства II степени (1963), за фортепианные и вокальные сочинения
- Почётный гражданин города Конин (май 1972)
Сочинения
Композиторское наследие Фримана огромно: ему принадлежит более 350 сочинений (опусов). До конца жизни он придерживался традиций позднего романтизма, поэтому его музыка стоит особняком от основных направлений академической музыки XX века.
Сценические сочинения
- «Гевонт» (Giewont), опера (1934)
- «Каин» (Kain), опера (1952)
- «Кася» (Kasia), опера-сказка (ba operowa; 1955)
- «Василиск», варшавская легенда (Bazyliszek: legenda warszawska), водевиль (1958)
Вокальные сочинения
- Псалом VIII для солистов, хора и оркестра; слова Яна Кохановского (1910)
- Псалом XXX для солистов, хора и оркестра; слова Яна Кохановского (1921)
- Псалом XC для хора; слова Яна Кохановского (1922)
- «Подгаляньская сюита» (Suita podhalaska) для баритона соло и струнного оркестра (1946/1950)
- «Польская народная мистерия» (Polskie misterium ludowe) для солистов, смешанного хора и фортепиано; слова Марии Конопницкой (1946)
- 4 «Мазовецких сюиты» (4 suity mazowieckie) для солистов, смешанного хора и оркестра (1948-51)
- «Из Варшавы» (Spod Warszawy) для солиста, смешанного хора и оркестра (1949)
- «Тень Шопена» (Cie Chopina) для баритона, фортепиано и оркестра; слова Казимежа Пшермы-Тетмайра (1949)
- «Мазовецкая рапсодия» (Rapsod mazowiecki) для солиста, смешанного хора и оркестра (1950)
- «Pacem in terris» (лат. мира в землях) для смешанного хора и оркестра (1963)
- «Чудны очи» (Cudne oczy), вторая версия, для сопрано (или тенора) и оркестра (1967)
- Литания о единении христиан (Litania o zjednoczenie chrzecijan) для смешанного хора и оркестра (1969)
- Литания о единении человечества (Litania o zjednoczenie ludzkoci) для сопрано, тенора, баритона и баса, женского, мужского и смешанного хоров и оркестра (1969)
- «Чудны очи» (Cudne oczy), третья версия, для сопрано (или тенора) и оркестра (1970)
- «Ровный шаг» (Rwny krok) для смешанного хора и оркестра (1971)
- «Песенка о Конине» (Piosenka o Koninie) для смешанного хора a cappella (1971)
- «Дидахе» (Didache) для хора и фортепиано (1974)
- «Гимн для Польши» (Hymn dla Polski) для хора и фортепиано (1976)