Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фриман, Витольд

Фриман, Витольд

Музыка

20 августа 1889 - 22 марта 1977

польский пианист, композитор, дирижёр и педагог


Витольд Фриман (польск. Witold Friemann, 20 августа 1889, Конин — 22 марта 1977, Ляски) — польский пианист, композитор, дирижёр и педагог.

Биография

Начальное музыкальное образование получил у Павла Ромашки (фортепиано) и Марка Завирского (теория). Затем, до 1909 года, учился в Варшавском институте музыки у Зыгмунта Носковского, Романа Статковского (композиция и оркестровка), Александра Михаловского (фортепиано) и, вероятно, Петра Машиньского. В 1909—1913 годах жил в Лейпцигеи Майнингене, где учился у Макса Регера (композиция) и Йозефа Пембаура (младшего) (фортепиано). Путь Фримана как пианиста, начавшийся удачным выступлением в 1914 году, был прерван войной, и он смог возобновить концертную деятельность только в 1921 году, во Львове, куда приехал по рекомендации Адольфа Хыбиньского.

До 1929 преподавал по классу фортепиано во Львовской консерватории Польского музыкального общества. К этому времени он становится известен и как композитор, прежде всего благодаря песням (их любила включать в программы своих выступлений в том числе Ада Сари) и произведениям для фортепиано, которые сам часто исполнял на концертах.

В 1929 году Фриман перебрался в Катовице, где его стараниями была открыта консерватория, которой он руководил до 1934 года. При ней же по инициативе Фримана была создана единственная в Польше Военная школа музыки (Wojskowa Szkoa Muzyczna).

В 1933 году он переехал в Варшаву, где работал на Польском радио, сначала как «контролёр музыки» (kontroler muzyki), затем как «референт классической музыки» (referent muzyki powanej).

Во время немецкой оккупации принимал участие в тайных концертах.

С 1946 года в течение 17 лет работал хоровым дирижёром и преподавателем фортепиано на заводе для слепых в Лясках, где остался жить и после выхода на пенсию.

Награды

  • Золотой Крест Заслуги — дважды (1938, 1958)
  • Орден Возрождения Польши (1960)
  • Медаль папы Павла VI
  • Орден Министерства культуры и искусства II степени (1963), за фортепианные и вокальные сочинения
  • Почётный гражданин города Конин (май 1972)

Сочинения

Композиторское наследие Фримана огромно: ему принадлежит более 350 сочинений (опусов). До конца жизни он придерживался традиций позднего романтизма, поэтому его музыка стоит особняком от основных направлений академической музыки XX века.

Сценические сочинения

  • «Гевонт» (Giewont), опера (1934)
  • «Каин» (Kain), опера (1952)
  • «Кася» (Kasia), опера-сказка (ba operowa; 1955)
  • «Василиск», варшавская легенда (Bazyliszek: legenda warszawska), водевиль (1958)

Вокальные сочинения

  • Псалом VIII для солистов, хора и оркестра; слова Яна Кохановского (1910)
  • Псалом XXX для солистов, хора и оркестра; слова Яна Кохановского (1921)
  • Псалом XC для хора; слова Яна Кохановского (1922)
  • «Подгаляньская сюита» (Suita podhalaska) для баритона соло и струнного оркестра (1946/1950)
  • «Польская народная мистерия» (Polskie misterium ludowe) для солистов, смешанного хора и фортепиано; слова Марии Конопницкой (1946)
  • 4 «Мазовецких сюиты» (4 suity mazowieckie) для солистов, смешанного хора и оркестра (1948-51)
  • «Из Варшавы» (Spod Warszawy) для солиста, смешанного хора и оркестра (1949)
  • «Тень Шопена» (Cie Chopina) для баритона, фортепиано и оркестра; слова Казимежа Пшермы-Тетмайра (1949)
  • «Мазовецкая рапсодия» (Rapsod mazowiecki) для солиста, смешанного хора и оркестра (1950)
  • «Pacem in terris» (лат. мира в землях) для смешанного хора и оркестра (1963)
  • «Чудны очи» (Cudne oczy), вторая версия, для сопрано (или тенора) и оркестра (1967)
  • Литания о единении христиан (Litania o zjednoczenie chrzecijan) для смешанного хора и оркестра (1969)
  • Литания о единении человечества (Litania o zjednoczenie ludzkoci) для сопрано, тенора, баритона и баса, женского, мужского и смешанного хоров и оркестра (1969)
  • «Чудны очи» (Cudne oczy), третья версия, для сопрано (или тенора) и оркестра (1970)
  • «Ровный шаг» (Rwny krok) для смешанного хора и оркестра (1971)
  • «Песенка о Конине» (Piosenka o Koninie) для смешанного хора a cappella (1971)
  • «Дидахе» (Didache) для хора и фортепиано (1974)
  • «Гимн для Польши» (Hymn dla Polski) для хора и фортепиано (1976)

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ