Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фюре, Франсуа

Фюре, Франсуа

Историки

27 марта 1927 - 12 июля 1997

французский историк, член Французской Академии наук


Франсуа Фюре (фр. Francois Furet, 27 марта 1927, Париж — 12 июля 1997, Тулуза) — французский историк, член Французской Академии наук.

Биография

Годы до окончания университета

Франсуа Фюре родился в буржуазной семье. Его отец был банковским служащим. Ф. Фюре учился в элитном парижском лицее Жансон-де-Сайи, где показал отличные знания. После окончания лицея, в 1946 году, он поступает на гуманитарный и юридический факультеты Парижского университета. В 1950 году из-за туберкулеза он вынужден прервать обучение и уехать на лечение в Альпы. До 1954 года он то проходит лечение в санатории, то продолжает своё обучение в Париже. В это же время он начинает углубленно изучать историю. В 1954 году он блестяще сдает выпускные экзамены и его назначают на работу учителем средней школы в Компьене, где работает до 1955 года. Позже он был переведен в Фонтенбло.

Дальнейшее развитие карьеры

В 1956 году Ф. Фюре начинает свою научную деятельность в Национальном центре научных исследований (CNRS) во Франции. Основная сфера его интересов — французская революция. В это же время он начинает сотрудничать с французским еженедельным журналом «Новый обозреватель».

Франсуа очень рано начал политическую деятельность. Член коммунистической партии с 1947 года, он покинул её в 1959 году и был одним из основателей Объединённой социалистической партии в 1960 году. В 1966 году он начинает работу в Школе высших исследований в области социальных наук (EHESS) в Париже, где с 1977 по 1985 год является Президентом. Был одним из основантелей Фонда Сен-Симона. С 1985 года он каждую осень уезжает читать лекции в несколько университетов США, в том числе в Чикагский университет, где получает должность Профессора в Комитете по социальной мысли. Работа в США принесла ему почетную степень Гарвардского университета. Ф. Фюре дважды посещал Россию, бывал в Москве. Он был избран членом Французской Академии наук 20 марта 1997 года. 19 июня 1997 года он писал: "Спасибо за письмо и хорошие новости относительно издания моей книги ["История одной иллюзии"] по-русски. Я необычайно счастлив и готов приехать на её презентацию". Но 8 июля 1997 года в деревне Сент-Пьер Тоирак, на юге Франции, во время игры в теннис Франсуа Фюре упал и получил травму головы, после чего был направлен на лечение в госпиталь в Тулузе, где через несколько дней, 12 июля, он скончался от сердечного приступа. Внезапная смерть помешала ему в третий раз посетить Россию и быть официально представленным в Академии наук.

Научная деятельность

Ранние работы Франсуа Фюре были посвящены социальной истории буржуазии XVIII века, но с 1961 года он меняет сферу своих научных интересов на историю Французской революции. Первоначально он был сторонником марксистской теории, но позже отказался от этой концепции и перешел к «ревизионистам», оспаривающим марксистское понимание французской революции как одной из форм классовой борьбы.

В отличие от большинства французских историков своего поколения, Ф. Фюре был открыт для идей англоязычных историков, особенно Альфреда Коббана.

В своей первой работе о революции («La Revolution», 1966) Ф. Фюре утверждал, что в первые годы Революция носила доброкачественный характер, однако после 1792 года её занесло в господство террора, крови и жестокости.

В одной из своих работ он обращает внимание на то, что революция рассматривается в основном с политической точки зрение, а экономические и социальные причины остаются без внимания.

Сочинения Ф. Фюре о революции, как правило, сосредоточены на её историографии. Помимо изучения истории революции, он провел исследование совместно с Жаком Озуфом о росте грамотности в XVIII веке во Франции.

Франсуа Фюре использовал термин «тоталитарные близнецы», сравнивая коммунизм с фашизмом и нацизмом. Он считал, что фашизм появился в ответ на коммунизм.

В 1978 году была издана его книга «Постижение французской революции», где представил революцию не как результат социального и классового конфликта, а больше как конфликт по поводу смысла и применения эгалитарных и демократических идей. Книга посвящена пересмотру традиционных концепций Французской революции и поиску новых категорий для её исторического осмысления. Интересной особенностью книги является её изложение, которое идет в порядку, обратном ходу работы: первая часть, где автор раскрывает проблему, написана на 7 лет позже второй, концептуальной части, которая возникла в результате полемики с марксистскими историками французской революции.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ