Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ханум, Тамара Артёмовна

Ханум, Тамара Артёмовна

Музыка

29 марта 1906 - 30 июня 1991

советская узбекская танцовщица, певица, актриса, хореограф


Внешние изображения
Могила Тамары Ханум

Тамара Ханум (узб. Tamaraxonim; настоящее имя — Тамара Артёмовна Петросян; 16 (29) марта 1906, Новый Маргилан, Ферганская область, Российская империя — 30 июня 1991, Ташкент, Узбекская ССР, СССР) — советская узбекская танцовщица, певица, актриса, хореограф. Народная артистка СССР (1956). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Биография

Тамара Петросян родилась 16 (29) марта 1906 года в Новом Маргилане (ныне — Фергана, Узбекистан) (по другим источникам — в посёлке железнодорожной станции Горчаково Маргиланского горсовета)). По национальности армянка.

С 1919 года выступала в составе агитбригады под руководством Хамзы Ниязи.

В 1921—1922 годах — актриса Ташкентского русского театра оперы и балета им. Я. Свердлова.

В 1922 году поступила на учёбу в Ташкентскую балетную труппу и стала танцевать в полупрофессиональных концертных группах, которыми руководили первые узбекские артисты Ятым Бабаджанов, Абрар Хидоятов и Али Ародобус Ибрагимов.

В 1924 году окончила Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС) (ныне — ГИТИС) в Москве.

В 1924—1928 годах — солистка концертной труппы М. Кари-Якубова (с 1926 — концертно-этнографический ансамбль, с 1928 — музыкально-экспериментальный).

В 1925—1929 годах выступала в музыкально-драматических театрах Самарканда, Коканда, Андижана, где играла роли Ширин («Фархад и Ширин» Хуршида), Гульчехры («Аршин мал алан» У. Гаджибекова), Халимы («Халима» Г. Зафари).

В 1929—1934 годах работала в Самаркандском музыкально-драматическом театре (с 1931 — в Ташкенте, реорганизован в Узбекский музыкально-драматический театр).

Участвовала в становлении национального балетного театра. В 1929—1934 годах — солистка и одна из организаторов Узбекского музыкально-драматического театра, созданного на базе музыкально-экспериментального ансамбля (с 1939 — Государственный узбекский театр оперы и балета, ныне — Государственный Академический Большой Театр имени Алишера Навои) (Самарканд, с 1931 — в Ташкенте). Возглавляла танцевальную труппу в театре.

В 1933 году участвовала в организации балетной студии при Узбекском музыкально-драматическом театре (позже — Узбекская республиканская балетная школа, с 1947 — Узбекское хореографическое училище, ныне — Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии).

В 1934—1935 годах — одна из организаторов, балетмейстер, танцовщица и педагог-репетитор Хорезмского областного музыкально-драматического театра (ныне — имени Агахи) в Ургенче.

В 1934 году играла роль Индры в балете «Ференджи» Б. К. Яновского.

С 1936 по 1941 год — солистка и хореограф Узбекской филармонии и Государственного узбекского театра оперы и балета.

Сорок пять дней Тамара Ханум пела, танцевала и работала как строитель на Большом Ферганском канале. Будучи уже далеко не молодым человеком, выезжала на строительство Братской ГЭС, в Якутию.

В 1941—1969 годах — организатор, художественный руководитель, балетмейстер и солистка музыкального ансамбля Узбекской филармонии.

Артистическую деятельность совмещала с большой агитационной работой, принимала активное участие в движении за раскрепощение женщин-мусульманок.

В годы войны активно участвовала во фронтовых бригадах, дала более 1000 концертов, внесла в фонд обороны присужденную ей Сталинскую премию, передала средства на строительство самолетов и танков.

Член ВКП(б) с 1941 года. Депутат Верховного Совета Узбекской ССР с 1937 и с 1948 года.

Умерла 30 июня 1991 года. Похоронена в Ташкенте на Чигатайском кладбище.

Творчество

Тамара Ханум — реформатор исполнительского стиля узбекского женского танца, изучала песенный и танцевальный фольклор народов мира, создала жанр песенно-танцевальной миниатюры. В её программах «Песни и танцы народов СССР» и «Песни и танцы народов мира» более 500 песен на 86 языках, хореографические композиции, танцы многих народов мира.

Исполнительское искусство Тамары Ханум отличалось особой выразительностью мимики и жеста («поющие руки»). Среди танцев — узбекские (катаугон, кари наво, кешауюн, пиля), хорезмская сюита (дил хроук, садр и др.). Участвовала в создании либретто первого узбекского балета «Гуландом» Е. Г. Брусиловского. Исполняла танцы в собственной постановке.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ