Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Хапсироков, Хизир Хаджибекирович: биография

Кандидатская диссертация «Национальное своеобразие адыгских литератур» (1960) и докторская диссертация «От фольклора к литературе» (1970), обозначили новое направление в литературоведении народов Северного Кавказа, в частности адыгских народов (адыгейцев, кабардинцев и черкесов), положили начало комплексному изучению литератур генетически родственных народов. Это направление принято научной общественностью и плодотворно развивается.

Его научные труды начали выходить в 50-х годах ХХ века. Они заложили основу направления комплексного исследования адыгских литератур, о плодотворности которого говорит и тот факт, что к процессу привлечена и литература адыгского (черкесского) зарубежья. Всё это служило консолидации этноса и развитию его художественной культуры.

Несколько сотен изданных Хапсироковым трудов отличает взвешенный, научно-объективный подход к изучению литератур ранее бесписьменных народов Северо-Кавказского региона, многоаспектный научный анализ истоков дружбы и добрососедства народов России. Научно-исследовательские работы и публицистические произведения профессора Хапсирокова используются при подготовке учебников и учебных пособий по литературе народов РФ, популярны у широкого круга читателей и учащейся молодежи Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи.

Учёные, педагоги, студенты и сегодня пользуются его книгой «Отражение дружбы черкесского и русского народов в художественной литературе», где профессор подошел к предмету изучения с диалектических позиций, связав национальную самобытность с национальным характером, с географической средой, с реальной жизнью народа и его взглядами. В своей новой книге он доказал, что русско-черкесские литературные связи и взаимное влияние прослеживаются ещё со времён Пушкина. Проф. Хапсироков считал, что именно русские писатели воспели Кавказ, а русские переводчики донесли до мира произведения знаменитых и любимых в нашей стране кавказских авторов.

«Советская власть, — говорил Хапсироков, — была далеко не плоха, и одним из её достижений было то, что при ней малые народы смогли почувствовать себя не племенем, а цивилизованными гражданами. Нельзя забывать и о том, что советская власть принесла на Кавказ всеобщую грамотность, был создан алфавит, появились национальные издательства, театры, газеты, союзы писателей, фольклорно-этнографические коллективы. На сохранение и развитие национальных языков и культур выделялись немалые деньги. Взаимоотношения с русским народом были просто прекрасными. А ведь культура, искусство играют в объединении и сплочении очень большую роль. Возьмём, к примеру, Шекспира. Почему он известен всему миру? Через его книги люди любой национальности воспринимают англичан как ближайших соседей, про которых всё знаешь. Для нас, кавказцев, такие „объединители“ — Достоевский, Тургенев, Чехов, Толстой, Пушкин и Лермонтов. Для нас они — боги, все мы выросли на их творчестве. И здесь важно понимать, что если народы и могут враждовать, поэты и писатели враждовать не будут никогда, они могут только объединять».

Хапсироков создал немало трудов, среди которых основополагающие научные исследования по проблемам становления и развития не только адыгских, но и других народов Карачаево-Черкесии, Северного Кавказа в русле российской государственности. Он опубликовал серию оригинальных работ, посвященных проблемам истоков литератур младописьменных народов Северного Кавказа, братству народов и братству литератур, проблемам мастерства творчества черкесских писателей. Примером тому являются изданные им монографии: «Отражение дружбы черкесского и русского народов в художественной литературе», «Истоки черкесской литературы», «Восхождение: творческий путь Алима Кешокова», «Жизнь и литература», «Пути развития адыгских литератур», «О национальном своеобразии литератур адыгских народов» и многие другие.

Профессор Хапсироков известен не только в научных, но и в творческих кругах как мастер художественного слова. Повести и романы «Ночь в горах» /1966/, «Гуча» /1980/, «След на земле» /1989/ посвящены событиям, происходившим в регионе в годы Великой Отечественной войны, раскрывают истоки исторического и межкультурного взаимодействия народов России. Все его произведения объединяет стремление автора отразить национальный характер адыгов, для чего он часто обращался к событиям давно минувших дней. Для художественных произведений писателя характерны историзм, философский подход к осмыслению межкультурной коммуникации, новизна художественных приёмов и опора на устно-поэтические традиции черкесского народа, яркая образность.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ