Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Хедаят, Садег

Хедаят, Садег

Литература

17 февраля 1903 - 04 апреля 1951

иранский писатель, филолог и общественный деятель


Садег Хедаят, иногда Садек Хедаят (17 февраля 1903, Тегеран — 9 апреля 1951, Париж) — иранский писатель, филолог и общественный деятель.

Биография

Садег Хедаят родился 17 февраля 1903 в Тегеране в аристократической семье, представители которой занимались литературной и политической деятельностью, имели генеральские чины. Учился в высших учебных заведениях Тегерана, Элмия, Французская миссионерская школа «Сент Луис» затем в Бельгии, где изучал инженерное дело, и Франции, где изучал архитектуру (1926—1930). Занимался изучением западной литературы, иранской истории и фольклора. В наибольшей степени его интересовало творчество Э.По, Гоголя, Мопассана, Чехова, Рильке, Кафки. В Бельгии впервые опубликовал своё эссе «Смерть». Но он не окончил учебу и вернулся домой. Семья пыталась убедить его вернуться в Европу и закончить обучение, но Хедаят не согласился и остался на некоторое время в Тегеране, где стал членом литературного модернистского общества и занимал мелкие чиновничьи должности.

В 1936 он переехал в Бомбей по приглашению одного с иранских дипломатов, в это время ему уже запретили публиковаться в Иране. В Бомбее изучал древнее иранское наречие в обществе парсов, пишет и публикует много рассказов. В это же время публикует 50 экземпляров наиболее прославившего его произведения «Слепая сова».

В 1937 Хедаят вернулся в Тегеран, поскольку не хотел больше утруждать своих друзей, за счет которых он жил в Бомбее. В 1939 он стал редактором нового издания «Музыкальный журнал», что достаточно удовлетворило его.

В 1941 журнал закрыли, и Хедаят был вынужден пойти работать переводчиком в Университет искусств. Перевел на современный язык несколько памятников средневековой персидской словесности, собирал народные предания, детские игры и песни, переводил с французского.

Он также стал одним с редакторов модернистского литературного журнала «Сохан», хотя плату за это не получал.

На фоне нестабильной политической ситуации в Иране 1940-х, Хедаят порывает с радикальными объединениями интеллектуалов, что сделало его изгоем, он не мог публиковать свои книги, у него не было достаточно денег, началась депрессия, что повлекло за собой алкоголизм и употребление наркотиков.

Его друг Хасан, который служил дипломатом во Франции, приглашает его в Париж, чтобы развеять его депрессию, которая ухудшалась с каждым днем через настоящую травлю, начавшуюся против него в Иране.

В 1950 уехал в Париж. В приступе депрессии уничтожил несколько рукописей своих произведений и покончил жизнь самоубийством (отравился газом). Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Творчество

Автор нескольких драм об истории и современности, книг рассказов и повестей, путевых записок, сборников сатирической прозы, направленной против политического и религиозного консерватизма. Сочинения Хедаята переведены на многие языки мира, наиболее известное его произведение «Слепая сова».

Многие его рассказы написаны в стиле критического реализма, и считаются одними из лучших произведений иранской литературы ХХ в. Но самый большой вклад в развитие иранской литературы это использование модернизма и сюрреализма в своих произведениях.

Работы Хедаята можно классифицировать на четыре категории: романтическая национальная проза, рассказы в стиле критического реализма, сатира и психологические произведения.

Первая категория включает историческую драму «Парвин, дочь Сассана» и «Три капли крови», и рассказы «Тень монгола» и «Последняя улыбка». Эти произведения отображают чувства встающие на фоне персидской идеологии и её культа, который развивался в среде модернистской элиты Ирана после Первой мировой войны. «Последняя улыбка» это более зрелая работа этого направления. Драма Хедаята не очень развита, и, чувствуя это, он через некоторое время перестал работать в этом направлении.

Вторая категория это рассказы в стиле критического реализма, которых намного больше и которые намного лучше в стилистическом понятии. Эти работы включают «Алавийя-ханум», комедия в классическом её понятии, «В поисках Абсолюта», «Законник» и «Кладбищенский вор». Сатира и ирония широко используются в этих произведениях, но только некоторые из них могут быть причислены к сатирическим произведениям. Они отображают разные аспекты жизни городского низшего звена среднего класса, но тем не менее это не рассказы о бедных угнетённых людях, к которым нужно сочувствовать. Бедность и суеверия, соединяются с грустью, радостью и, отчасти, преступным поведением.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ