Джозеф Джефри Хейзлвуд (англ. Joseph Jeffrey Hazelwood, 24 сентября 1946 года) — американский моряк, капитан нефтяного танкера «Эксон Вальдес» потерпевшего крушение в 1989 году. Он был обвинён в нахождении в состоянии алкогольного опьянения в ходе инцидента, но суд признал его невиновным по этому обвинению. Хазелвуд был осужден за преступную халатность, повлёкшую за собой разлив нефти, приговорён к штрафу в 50 тыс. долларов и тысяче часов общественных работ. В 1999 году выброс нефти из танкера Эксон Вальдес занял 53-е место в списке величайших выбросов нефти в истории.
Ранние годы
Хейзлвуд родился в Хокинсвилле (Hawkinsville), штат Джорджия, вырос в Хантингтоне, штат Нью-Йорк на северном берегу острова Лонг-Айленд. Его отец Джозеф (род в 1922) был пилотом-торпедоносцем корпуса морской пехоты впоследствии стал пилотом авиалиний. Его мать Маргарет родилась в 1920 в Джорджии. Джозеф стал их первенцем. В 1969 он женился на Сюзане у них есть дочь Элисон (род 7 сентября 1975 года).
В 1964 Хейзлвуд закончил хай-скул Хантингтона, тесты показали что его IQ равен 138. В юности он был заядлым моряком и состоял в организации Sea Scouts. В мае 1968 он получил степень бакалавра по морским перевозкам в морском колледже Нью-Йорка.
Карьера
10 июля 1968 года, по окончанию колледжа, он поступил на работу третьим помощником в Humble Oil and Refining Company, впоследствии ставшей Exxon Shipping Company. Первым судном где он служил был Esso Florence (порт приписки Уилмингтон, штат Северная Каролина). Хейзлвуд поднимался по ступеням в торговом флоте и в возрасте 31 года получил лицензию капитана. В 32 года он стал самым молодым капитаном из работавших на компанию Эксон, в 1978 он командовал судном Exxon Philadelphia (нефтяной танкер маршрута Калифорния-Аляска). В 1985 он был капитаном судна-перевозчика асфальта Exxon Chester который попал в шторм на маршруте Нью-Йорк — Южная Каролина. Сильный ветер повредил мачту судна и установленный на ней радар и антенны радиосвязи. Хотя экипаж приготовился покинуть судно Хейзлвуду удалось сплотить их и отвести судно в безопасное место. В 1987 он стал вторым капитаном танкера Exxon Valdez, судно получило награды флота Эксон за безопасность в 1987 и 1988 годах.
С 1984 штат Нью-Йорк трижды приостанавливал или аннулировал водительские права Хейзлвуда за преступления на почве злоупотребления алкоголем. Ко времени инцидента с Exxon Valdez штат Нью-Йорк приостановил действие водительских прав Хейзлвуда ввиду ареста за вождении в нетрезвом виде 13 сентября 1988 года. Хейзлвуд прошёл программу реабилитации в South Oaks Hospital (Амитвилль, Нью-Йорк). После реабилитации он получил 90 дней отпуска для участия в программе «Анонимные алкоголики», но неизвестно посещал ли он их во время отпуска.
Выброс нефти из танкера Exxon Valdez
Exxon Valdez вышел из порта Вальдес, Аляска в 23 марта 1989 года в 21.12. На его борту было 53 млн галлонов сырой нефти предназначавшейся для Калифорнии. Лоцман залива провёл судно через теснины пролива близ Вальдеса и передал управление судном капитану Хейзлвуду. Корабль отклонился от маршрута для исходящих судов (схемы разделения движения) чтобы избежать айсбергов. В ходе манёвра Хейзлвуд оставил мостик управления а во время инцидента находился в своей каюте. Управление судном Хейзлвуд оставил на третьего помощника Грегори Кузинса а на площадке наблюдения — впередисмотрящего Роберта Кагана и дал третьему помощнику инструкции вернуться на южную полосу движения в установленное время. Судну не удалось вернуться на морские пути. 24 марта 1989 года в 12.04 танкер налетел на Блайт-риф. В результате столкновения 11 млн галлонов нефти (20 % от всего груза) вылилось в пролив принца Уильяма.
В ходе суда над Хейзлвудом обвинению от штата Аляска не удалось доказать присяжным что Хейзлвуд находился в состоянии опьянения когда судно село на мель. По собственному признанию капитана этой ночью между 4:30 и 6:30 он выпил «две или три порции водки», содержание алкоголя в крови составило 0,61. Однако защита указала на то что образцы крови были взяты через десять часов после аварии и с ними обращались несоответственно. В большинстве штатов включая Аляску не допускается брать образца по истечению трёх часов, в образец крови Хейзлвуда не были добавлены реактивы чтобы предотвратить ферментацию, благодаря которой содержание алкоголя в образце увеличилось, сделав результат неверным. В результате аварии Береговая охрана США приостановила на 9 месяцев капитанскую лицензию Хейзлвуда. Он был признан невиновным по всем пунктам обвинения в совершении уголовных преступлений, но был осужден за халатность, повлёкшую за собой выброс нефти и был приговорён к штрафу в 50 тыс. долларов и к тысяче часов общественных работ.