Холоденко, Валерий Александрович: биография
Его кредо, как в творчестве, так и в жизни — любовь ко всему живому. В повести «Рисовальщик» (1974-1990) есть такие слова: «Он влюблялся во всё красивое без страха: будь то женщина или мужчина, цветок или зверь, он не скрывал своей нежности». Отсюда, от этой нежности, от перевода любой мысли или внешнего события в чувства — обилие внутренних монологов-признаний, многоточий; его лирические герои (которые всегда автобиографичны) целуют, обнимают, плачут (множество разновидностей слёз, в то числе и мужских, в том числе и пьяных), смеются. По сути, это следствие его слияния с окружением, с природой, с другими людьми; «соединения», как любил повторять В. Холоденко.
Трагизм мироощущения и надрывность чувств усиливаются, доходя почти до мыслимого предела, в поздних романах: «Возвращение из рая» (1990) и «Собственный дом» (1992—1993) (также «Из книги моих преступлений»). Герой «Возвращения из рая» постоянно думает о смерти, но цепляется за жизнь, призывая на помощь красоту, бьющую через край страсть, чуткость к окружающим людям, творчество, вино — и даже фольклорные городские топонимы вроде «поребрик Елисея», «катькин садик», «улица Рубьэйнштейна». Всё это присутствует и в романе «Собственный дом», оказавшемся последним, где основное место действия — сумасшедший дом. Художник Георгий говорит: «Он себя понимал только через боль», и эта боль ощущается физически. Так могут писать те, кто действительно сильно страдает.
Ленинград В. Холоденко (он не любил имени «Санкт-Петербург» в приложении к современному городу) — это прежде всего район Фонтанки. Сам он жил сначала на Фонтанке, 46 (дворовый флигель), а с конца 1970-х годов — на Фонтанке, 52 (окна на набережную, первый этаж). В его маршруты, как в реальной жизни, так и на страницах художественных произведений, входят Аничков и Ломоносовский мосты, Фонтанный дом, Михайловский замок, Толстовский дом, улица Рубинштейна, Владимирская площадь. В пронзительно лирическом рассказе «Ленинградский этюд» (1991) писатель признаётся в любви «своей маленькой Родине — Фонтанке реке». Он описывает свою полубезумную, вдохновлённую струями и барабанной дробью дождя, прогулку по утренней набережной, в которую вовлечены любимые им с детства звуки, цвета, запахи и виды; тайком от жены: сейчас его жена и любовница — река. Близость шумного и блестящего Невского проспекта тоже сильно чувствуется в его произведениях; по сути, В. Холоденко непрерывно проходит свой юношеский путь от дома до «Голоса юности» и обратно. В «Собственном доме» герой, который из змеи превратился в птицу, летит над Невским, Аничковым мостом (который становится для писателя своеобразным магистральным перекрёстком), Сайгоном на углу Владимирского…
Произведения
Романы, повести
- Законы молитв – повесть
- Из книги моих преступлений. Ловец.
- Рисовальщик – повесть
- Возвращение из рая – роман
- И они узнали его - неоконч. роман
- Мост - повесть (опубл. "Коллекция: Петербургская проза", СПб.: 2004)
- Из книги моих преступлений. Собственный дом - роман
Эссе
- Архитектура мечтаний (размышления вообще о том, что такое мы, или о самом себе несостоявшемся)
- Ленинградский этюд
Рассказы
- Ночной дождь
- Поющие месяца
- Сочинение на тему
- Вариации на восприятие еврейской жизни
- К Новому году
- Как делается морковка
- Маленький бар в большом городе
- Необычный свидетель
- Третье рождение
- Из рассказа соседки
Публикации
- 1972 - "Мир на двоих" (в альманахе "Молодой Ленинград")
- 1992 - "Ловец" (в журнале "Нева" и "Вестнике новой литературы")
- 2004 - "Мост" (в альманахе "Петербургская проза. 1980-е")
- 2013 - "Рисовальщик" (в литературном журнале "Русская проза. Выпуск В")
Об авторе см. также - «Самиздат Ленинграда» (М.: НЛО, 2003); Г. Трифонов «Д. Дар и В. Холоденко» (ИЛНЛ.СПб.: 2000); «Дар» (СПб.: изд-во «Петербург – XXI.век», 2005);"Литературный Санкт-Петербург ХХ век". Энц.сл. в 2-х тт., том 2. (СПб.: Филфак СПбГУ,2011); сайт http://kkk-bluelagoon.ru/