Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Худоян, Самвел Суренович

Худоян, Самвел Суренович

Психологи

День рождения 29 октября 1960

Самвел Суренович армянский психолог, общественный деятель, доктор психологических наук, профессор, зав


Худоян Самвел Суренович (род. 29 октября, 1960 года в Ереване) армянский психолог, общественный деятель, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой Развития и прикладной психологии Армянского гос. педагогического университета им. Х. Абовяна.

Трудовая биография

Окончил факультет Армянского языка и литературы АГПУ им. Х. Абовяна. В начале 1980-их годов Худоян работал учителем армянского языка и литературы в сельских школах Армении. С 1985 по 1988 работал научным сотрудником в научно-исследовательском институте педагогических наук. В 1988 – 1991 гг. учился в аспирантуре при кафедре психологии АГПУ им. Х. Абовяна. Защитив кандидатскую диссертацию, начал работать в том же университете на кафедре психологии. В 2010 году Худоян защитил докторскую диссертацию, а в 2014 году получил звание профессора.

С 1989 года С. Худоян преподает разные предметы психологического цикла в вузах Армении (АГПУ им. Х. Абовяна, Университет практической психологии и социологии «Урарту», ЕГУ и др.). С. Худоян читал лекции в национальном лицее имени Г. Тахтаяна в Лондоне, в Государственном университете Арцаха, на курсах переподготовки специалистов разных областей. В 2006 году заведовал кафедрой психологии Академии государственного управления РА. В 2011 году был избран заведующим кафедрой Развития и прикладной психологии АГПУ им Х.Абовяна.

С 1989 года С. Худоян занимается психотерапией, ведет практические курсы по гипнотерапии, экзистенциальной, когнитивной и бихевиоральной терапии. 1994 – 2005 годах работал психологом в центре психического здоровья «Стресс», а в 2003-2005 гг. руководил отделением немедикаментозной терапии в центре психического здоровья «Стресс». С. Худоян разработал несколько психотерапевтических техник и концепцию, посвященную когнитивным механизмам внушения. В 2006 году создал психотерапевтический аудиодиск.

В 1994 году С. Худоян создал психологический журнал «Душа», а в 2002 газету «Душа». Он так же является членом редакционных советов научных журналов «Психология и жизнь», «Мудрость» и др. В конце 1980-х С. Худоян вел психологическую передачу на «Первом Армянском телеканале» (1), работал психологом-консультантом на телеканале «АР». Он часто выступает в СМИ, активно пропагандирует психологическую науку.

Самвел Худоян автор более 100 научных работ, в том числе пяти монографий, посвященных психологии и психотерапии.

Научный вклад

Функциональная теория развития личности. Автор рассматривает возрастной цикл как процесс решения определенной проблемы развития. Выделяются четыре проблемы развития и, соответственно, четыре возрастных цикла, направленных на их решение. Первая проблема и возрастной цикл считается формирование субъекта видовой активности (0 -7 лет), второй - направлен на формирование субъекта половой активности (8 -20 лет), на третьем цикле формируется субъект социальной (трудовой и семейной) активности (22 - 45 лет), а последней проблемой развития считается самоисчерпание (с 45 до конца жизни) Функциональная периодизация онтогенеза . На каждом этапе развития происходят перестройки самосознания, человек начинает осознавать себя в качестве субъекта определенной активности. На первом этапе формируется видовое самосознание, на втором - половое, на третьем человек осознает себя в качестве субъекта социальной (семейной и трудовой) активности, а на последнем этапе развития человек осознает себя смертным. Перестройками самосознания автор объясняет кризисы трех лет, подросткового возраста, 25-33 и 55-65 лет Проблема возрастных кризисов развития личности . При этом, считается, что существуют разные виды возрастных кризисов, в основе которых лежат разные закономерности развития. Различаются кризисы индивидуального и возрастного-нормативного развития. Кризисы возрастного развития в свою очередь разделяются на два подвида – кризисы, обусловленные переходом из одного возрастного этапа в другой, и кризисы развития личности, обусловленные возрастными перестройками самосознания К проблеме классификации кризисов развития .

Согласно автору, при неблагоприятном течении и разрешении кризисов развития могут появляться психопатологические явления (симптомы детского аутизма, некоторые бредовые расстройства, деперсонализационные явления, расстройство половой идентичности в подростковом возрасте, фобические расстройства, депрессии). В период кризисов, в процессе перестроек самосознания формируется Я - концепция личности, как субъекта определенной активности (видовой, половой, социальной…). При самоотвергающей Я-концепции, человек может перевоплотиться в образ несоответствующий своему объективному «Я» (например, в детском возрасте - в образ животного или неодушевленного предмета, в подростковом возрасте - в образ противоположного пола, после 20,25 лет - в образ выдающиеся личности) Патологические метаморфозы «Я» и кризисы развития личности .

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ