Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Хьюм, Дэниел Данглас: биография

Хьюм и его кредо

Сам Хьюм с подозрением относился к медиумам, производившим материализации (способностью к этому сам он не обладал) и настаивавших на относительной темноте, поэтому сам всегда работал в освещённых помещениях. В книге «Свет и тени спиритуализма» (англ. Lights and Shadows of Spiritualism, 1877) он подробно описал трюки, используемые шарлатанами, которые выдают себя за медиумов, при этом он охотно приглашал исследователей на свои сеансы.

Хьюм, который был лично знаком практически со всеми монархами Европы, вел себя необычайно скромно и о своих способностях (в общении с исследователями) отзывался исключительно как о даре, ниспосланном свыше:

Я обладаю некими способностями. Я буду счастлив продемонстрировать их в меру своих сил, если вы отнесётесь ко мне как джентльмен к джентльмену. Я буду рад, если вы сможете в какой-то мере объяснить эти явления, и готов участвовать в любых разумных опытах. Сам я не имею власти над этими силами. Не я использую их, а они — меня. Бывает, они покидают меня на несколько месяцев, потом проявляются вновь с удвоенной силой. Я — не более чем пассивный инструмент. Д. Д. Хьюм

От подавляющего большинства практикующих медиумов Хьюм отличался абсолютным бескорыстием. «Я послан с миссией, цель которой — доказательство бессмертия. Я никогда не брал за это денег и никогда не возьму», — заявил он, когда Французское общество спиритических исследований предложило ему за один сеанс в Париже две тысячи фунтов. Хьюм считал себя миссионером, и своё понимание собственного предназначения сформулировал в лекции, прочитанной в помещении Уиллис-Румз в Лондоне 15 февраля 1866 года: «Я всем сердцем верю, что эта сила крепнет день ото дня, чтобы приобщить нас к Богу. Вы спросите, делает ли она нас чище? Могу только сказать, что мы всего лишь смертные, а значит, нам свойственно ошибаться. Однако тот, кто чист в сердце своём, тот узрит Бога. Она учит нас, что Он есть любовь и что смерти не существует».

Общественная реакция

Конан Дойль отмечал, что (как можно было судить по воспоминаниям его вдовы) «самую сердечную поддержку и признание он получил в среде аристократов Франции и России… Нигде не найти столько восхищения и даже преклонения, как в их письмах, адресованных ему». В Англии ему оказывал поддержку узкий кружок преданных людей, в основном, представители аристократии и научных кругов (профессор Крукс). Многим из тех, кто в частном порядке восхищался Хьюмом, не хватало смелости подтвердить это публично: в числе таковых были лорд Бругем и писатель Бульвер-Литтон. Сэр Дэвид Брустер сначала выразил свой восторг сеансами Хьюма, а затем, поддавшись панике, отрёкся от своих слов, не зная, что они вскоре будут опубликованы. Члены Королевского общества отказались принять приглашение Крукса и пронаблюдать за Хьюмом в домашней лаборатории химика. Поэт Роберт Браунинг высмеял медиума в стихотворении «Sludge the Medium» (1864). На этой почве у него произошёл серьёзный конфликт с женой, также поэтессой Элизабет Барретт-Браунинг, которая, напротив, была убеждена в истинности феноменов, демонстрировавшихся Хьюмом.

Резко отрицательно отнеслось к феномену Хьюма духовенство. Когда в 1872 году в «Таймс» началась публикация полного отчёта о сеансах в Санкт-Петербурге, его пришлось урезать, и сделано это было, по словам редактора Х. Т. Хэмфриса, «ввиду недвусмысленных указаний со стороны руководства Англиканской церкви». «Суждение его современников подобно суждению глухого слепца, оспаривающего слова человека, способного видеть и слышать», — писала в своих мемуарах вдова Хьюм. А. Конан Дойль в «Истории спиритуализма» перечислил имена десятков людей, «…чьи публичные выступления или письма, адресованные Хоуму, доказывают, что они были убеждены не только в исключительности демонстрированных им явлений, но и в их духовном происхождении».

Много лет спустя, уже в XX веке к числу «разоблачителей» Хьюма добавился Джеймс Рэнди (бывший маг-шарлатан), который утверждал, что будто бы в коллекции Общества психических исследований хранился однооктавный губной органчик, которыми Хьюм якобы издавал звуки. Однако никакого упоминания об этом нет в каталоге предметов коллекции ОПИ, составленном Эриком Дингуоллом, который, не будучи поклонником таланта Хьюма, несомненно внёс бы столь компрометирующий экспонат в каталог.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ