Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Челышев, Павел Валентинович

Челышев, Павел Валентинович

Философы

День рождения 13 августа 1954

Валентинович Челышев – советский и российский философ, специалист в области истории философии


Павел Валентинович Челышев (род. 13 августа 1954 года, Москва, СССР) – советский и российский философ, специалист в области истории философии. Доктор философских наук, профессор. Действительный член Российской академии естествознания (РАЕ).

Биография

Родился 13 августа 1954 года в Москве в семье служащих. Отец — инженер-конструктор Челышев Валентин Васильевич. Мать — преподаватель английского языка Челышева Галина Степановна.

В 1977 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по кафедре истории зарубежной философии.

В 1980 году окончил аспирантуру кафедры философии естественных факультетов МГУ имени М. В. Ломоносова.

В 1980–1985 годах — преподаватель кафедры философии и научного коммунизма Московского вечернего металлургического института.

В 1983 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Обыденное сознание как предмет анализа марксистско-ленинской философии».

В 1985–1996 годах — старший преподаватель кафедры общественных наук Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

С 1996 года – доцент, затем – профессор кафедры философии и истории Московского государственного горного университета. В настоящее время кафедры социальных наук и технологий Института базового образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Читает курсы лекций: «Философия», «Основы теории и истории мировой и отечественной культуры», «Эстетика», «История и философия науки».

В 2003 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Обыденное сознание как проблема истории философии».

Работает в организациях высшего профессионального образования с 1980 года.

Научная деятельность

П. В. Челышев путём историко-философского анализа реконструировал исторический путь религиозного и философского изучения обыденного сознания. Им по-новому осмыслены космоцентрическая, теоцентрическая, антропоцентрическая и социоцентрическая модели обыденного сознания. Рассматривая космоцентрическую парадигму античной философии на основе различения чувственного и умопостигаемого знания П. В. Челышев провёл систематический анализ сущности обыденного сознания, которое понимается как докса (мнение). Он проследил историческое развитие доксы от натурфилософов до неоплатоников (Плотин, Прокл). Обращаясь к теоцентрической модели обыденного сознания, которая господствовала в средние века, исследовал ее на примере сочинений преподобного Симеона Нового Богослова. Также П. В. Челышев изучил взгляды Иммануила Канта и Георга Гегеля на диалектику обыденного и теоретического сознания, снявших дихотомическое противостояние научного и вненаучного знания и провозгласивших «автономность» и историческую «самоценность» обыденного сознания по отношению к другим формам сознания. Им подробно рассмотрен романтический идеал эстетического и религиозного преображения обыденного сознания. Беря в качестве примера философские системы неопозитивизма, неореализма и лингвистической философии «обыденного языка» П. В. Челышев обнаружил два наиболее частых подхода к исследованию обыденного сознания (сциентизм и антисциентизм) в западноевропейской философии ХХ века. Также он исследовал взгляды индийского мыслителя Ауробиндо Гхоша на обыденное сознание, который занимался развитием собственной интегральной концепции духовной трансформации материи, жизни и сознания. Обращаясь к социоцентрической парадигме П. В. Челышев на основе теории деятельности провёл логический анализ природы обыденного сознания.

П. В. Челышев рассматривает обыденное сознание исходя из личностной теории деятельности как разновидность практически-духовного отношения к миру, как составную часть повседневной социально-преобразовательной деятельности во всём её многообразии, а также как определение самой жизни. Обыденное сознание способствует человеку в интегральном (мировоззренческом, гносеологическом, эстетическом, этическом, религиозном) освоении действительности на основе прагматического интереса. Это «ярмо полезности» угнетает в обыденном сознании Истину, Добро, Красоту, Правду, которые при таком отношении становятся приятной забавой, украшением жизни, но не её смыслом. Отсюда пристальное внимание П. В. Челышев уделил осмыслению исторических попыток «исправления» и «улучшения» обыденного сознания в разных культурах, и попыток «сделать человека человечнее». П. В. Челышевым философски разрабатывается православное учение о необходимости онтологического духовного преображения , всей человеческой природы (души, ума, воли, жизненности, тела) силой благодати, силой божественных энергий.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ