Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Чижов, Фёдор Васильевич

Чижов, Фёдор Васильевич

Активисты

11 марта 1811 - 26 ноября 1877

русский промышленник, общественный деятель, учёный


Фёдор Васильевич Чижов (1811—1877) — русский промышленник, общественный деятель, учёный. Сторонник славянофилов, издатель и редактор общественно-политических журналов и газет, организатор железнодорожного строительства, благотворитель.

Детство и юность

Фёдор Чижов родился в Костроме в семье выходца из духовного сословия В. В. Чижова (получил право на потомственное дворянство в 1822 году) и У. Д. Чижовой, дочери обедневшего дворянина. Его крёстным был Ф. И. Толстой — «Американец». До 3 лет жил в деревне у бабушки близ Галича, затем переселился в Кострому, позднее — в Санкт-Петербург. Учился в 3-й гимназии (вып. 1829), затем поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. С 1829 года участвует в «святой пятнице» — кружке студентов и выпускников, собиравшихся у А. В. Никитенко. В кружке велась критика негативных общественных явлений в России с прозападнических позиций.

В 1832 году Чижов блестяще окончил университет со степенью кандидата, получив направление на заграничную стажировку с целью приготовления к профессуре. Но ввиду состоявшегося в 1831 году императорского повеления о приостановке командировок русских молодых ученых за границу, он принужден был остаться в Петербурге.

Преподавание в университете

В 1832 году Чижов начал преподавать в качестве адъюнкт-профессора Петербургского университета алгебру, тригонометрию, аналитическую и начертательную геометрию, теорию теней и перспективы и готовить магистерскую диссертацию под руководством академика М. В. Остроградского. Будучи стеснённым в средствах, Чижов занимался репетиторством. В 1836 году Чижов защитил диссертацию «Об общей теории равновесия с приложением к равновесию жидких тел и определению фигуры земли» и получил звание магистра математических наук.

В конце 1830-х годов Чижов напечатал множество статей, рецензий, переводов в области математики, механики, литературы, эстетики и морали. К 1840 году интересы Чижова обращаются к области гуманитарных знаний, в нём пробуждается стремление к общественной значимости, и под предлогом ухудшения здоровья он оставил университет.

Чижов за границей

Благодаря своему знакомству со знатной малороссийской семьёй Галаганов, одного из которых Чижов готовил к поступлению в Петербургский университет, он в 1840 году уехал в их имение Сокиренцы в Малороссии. Изучал социологию и историю искусств, а летом 1841 года уехал в Западную Европу и надолго обосновался в Италии. Там Чижов работал над историей Венецианской республики, которая привлекала его республиканской формой правления.

В 1842 году Чижов жил в центре Рима в одном доме с Н. В. Гоголем и Н. М. Языковым, сблизился с А. А. Ивановым. От Языкова Чижов узнал о славянофильстве как о новом направлении общественной мысли в России.

В 1843 году Чижов совершил пешеходное путешествие из Венеции в её бывшие владения: Истрию, Далмацию и Черногорию. «В продолжение всего этого путешествия я видел пламенное сочувствие ко мне как к русскому… Народ любит русских за веру и за то, что у нас есть много общего в простоте нравов. Черногорье было последним местом, которое совершенно привязало меня к славянам и заставило невольно всем моим понятиям сосредоточиться на этом вопросе, о котором мне до этого не приходило в голову…» — вспоминает Чижов.

В 1844 году Чижов выехал в Париж, где познакомился, в частности, с А. Мицкевичем, М. А. Бакуниным. В Париже укрепилось его убеждение в том, что «только простой, ещё не испорченной природе» славян суждено вернуть западноевропейскую цивилизацию к гармонии.

Зиму 1844—1845 годов Чижов провёл в Италии в среде русских художников, где стал неформальным лидером их еженедельных собраний. Фёдор Васильевич был убеждён, что труд художника — род общественного служения, что необходимо развивать народные начала в творчестве. Чижов считал, что иконопись, выражая чувства религиозной общины, лишена индивидуального своеобразия, личностного переживания и потому наиболее полно и совершенно воплощает присущие русскому народу чувства глубокой религиозности и общинности.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ