Даосизм |
---|
История |
Люди |
Школы |
Храмы |
Терминология |
Тексты |
Боги |
Медицина |
Астрология |
Бессмертие |
Фэншуй |
Портал |
Чэнь Туань (кит. упр. , пиньинь: Chen Tuan, палл.: Чэнь Туань), также Чэнь Сии (кит. упр. , пиньинь: Chen Xi Yi, палл.: Чэнь Си И), также Чэнь Бо, (871—989) — полулегендарный даосский святой. По комментариям Чжу Ютуна, звание «Учитель Сии» () ему пожаловал император Тай-цзун (976—997) династии Сун.
Родился в современном уезде Аньюэ городского округа Цзыян провинции Сычуань. Согласно жизнеописаниям, он жил в Пещере Девяти Залов на горе Уданшань, позднее переселился на гору Хуашань и стал известен как Чэнь Туань с горы Хуашань. В канонических книгах упоминается чаще как Чэнь Сии или как Учитель Сии. Жил более ста лет.
Многочисленные школы боевых искусств и даосских практик отслеживают свои истоки от Чэнь Туаня. Чэнь Туань повлиял также на неоконфуцианство, и на знаменитого философа Чжу Си.
Чэнь Туань собирался сдавать экзамены для получения должности при императорском дворе, но провалился, и вместо светской карьеры избрал жизнь отшельника. Однако по другим жизнеописаниям он сдал экзаме и получил должность при дворе, но разочаровался и отправился в горы.
Он обладал огромной эрудицией, знал конфуцианские классические сочинения, историю и изучал теорию различных духовных школ. Он был специалистом в буддийской философии, медицине, астрономии, географии; его стихи были известны повсюду. Он знаменит также своим знанием и практикой Ицзина.
Как отшельник, Чэнь Туань приобрёл большую известность, его неоднократно приглашали для совета и наставлений четыре императора, которые оказывали ему всевозможные почести.
Характеристик учения
С именем Чэнь Туаня связана идея слияния конфуцианства, даосизма и буддизма, единения человека и природных процессов и осознания своей роли в природе.
Внутренняя алхимия
После Чэнь Туаня значительно увеличился интерес ко внутренней алхимии, которая стала основным направлением даосских практик по достижению бессмертия. Интерес ко внешней алхимии (достижении бессмертия с помощью минералов и медикаментов) был теперь утрачен.
Чэнь Туань упорядочил и заново сформулировал учение о соотношении природных энергий Цзин, Ци и Шэнь, которое было широко принято в даосизме и конфуцианстве. Старые теории достижения бессмертия были переосмыслены заново, минералы и лекарства стали интерпретироваться как символы определённых процессов в организме, возникающих при специальных практиках.
Ицзин
Согласно Чэнь Туаню, категории Ицзина отражали общую идею мировой гармонии между Небом, Землёй и Человеком, соответствия человека и природы и небесные ритмы. Это представление выводилось из космогонии Цзин Фана (эпоха Хань) и трактата Цаньтунци Вэй Бояна. При этом устанавливалось детальное соответствие между триграммами, гексаграммами и организмом человека, внутренними органами, меридианами, акупунктурными точками и внутренними процессами. Соответствия выражались с помощью многочисленных схем. К Чэнь Туаню относят многочисленные системы интерпретации Ицзина — диаграмма Тайцзи (Великий Предел), Хэту, Лошу.
Все построения начинаются со «Схемы беспредельного» (кит. ) -Великой Пустоты, которая представляется подобно буддийской Шуньяте, от беспредельного происходит животворящий источник Тайцзи (Великий Предел), развитие которого приводит к появлению всего живого.
Астрология
Внутренние процессы в теле человека согласовывались с небесными ритмами. Учение Чэнь Туаня связано также с астрологией, к нему сводятся многие астрологические системы.
Чэнь Туань считается основателем астрологической системы Цзывэй (кит. упр. , пиньинь: ziwei doushu, палл.: Цзы вэй доу шу), одной из самых распространённых китайских астрологических систем.