Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Берлеант, Арнольд

Берлеант, Арнольд

Философы

американский философ, специализирующийся в области эстетики и теории искусства, музыковед


Арнольд Берлеант (англ. Arnold Berleant, род. 1932) — американский философ, специализирующийся в области эстетики и теории искусства, музыковед.

Заслуженный профессор философии в Университете Лонг Айленда, бывший генеральный секретарь и президент Интернациональной Ассоциации Эстетики (International Association of Aesthetics), бывший заместитель председателя Американского Общества Эстетики (American Society for Aesthetics). Редактор и основатель журнала «Современная Эстетика» (Contemporary Aesthetics) о подходах к исследованию современной эстетической теории.

Кроме того, Берлеант — композитор и пианист. Написал ряд композиций для камерных оркестров и соло.

Образование

Арнольд Берлеант родился в Буффало, штат Нью-Йорк. Обучался в Истменской школе музыки по специальности музыкальная теория и фортепиано (1953 — степень бакалавра, 1955 — магистра). Получил ученую степень по философии в Государственном Университете Нью-Йорка в Буффало (1962), защитив диссертацию «Логическая и социальная доктрина: методологический подход к социальной философии Дж. Дьюи».

Основные идеи

Главными аспектами научной деятельности Берлеанта является эстетическая теория и искусство. К его интересам относятся вопросы ценностей и эстетического опыта, также проводит исследования в области музыки, архитектуры, живописи и литературы.

В эстетическую теорию и экологическую эстетику философ вводит понятия вовлеченности (engagement) и непрерывности (continuity) участия. Берлеант признает чувственное восприятие основой эстетики.

В этике философ утверждает условный и изменчивый характер ценностей. Ни одна область ценностей (этических, социальных, религиозных), по Берлеанту, не является конечной и самодостаточной.

В своей первой книге «Эстетическое поле: Феноменология эстетического опыта» (1970), Берлеант создает концепцию эстетического поля как контекстуальной структуры, в рамках которой вопросы эстетики и искусства могут быть освещены наиболее полно.

Большая часть его последующих работ была сосредоточена на экологической эстетике, ее общих вопросах и конкретных аспектах. Эстетика окружающей среды является наиболее освященной и разработанной темой. Берлеант рассматривает человека как активного участника, он — воспринимающий центр, одновременно являющийся самостоятельной личностью и находящийся в социокультурной группе. Мир человека и его представления формируются под воздействием географических и культурных факторов. Эстетическое восприятие среды исходит из того факта, что человек всегда находится внутри нее и не может мыслить себя обособленно. Непрерывность, континуальность опыта заменяет традиционную эстетику созерцания на эстетику вовлеченности.

В работе «Искусство и вовлеченность» (1991), Берлеант приводит примеры применимости концепции эстетического поля в пейзажной живописи, архитектуре и дизайне, литературе, музыке, танце, кино.

Инновационная концепция вовлеченности приводит к новым перспективам по целому ряду традиционных эстетических тем, таких как метафорический язык, городской дизайн, музыка и метафизика, и затрагивает менее традиционные темы, такие как виртуальная реальность и социальное взаимодействие эстетического анализа. Берлеант бросает вызов традиционному догматизированному представлению о философской эстетике, которая выдвигает «незаинтересованность» в качестве основы эстетического опыта. Берлеант опирается на феноменологию и прагматизм для построения новой теории эстетического восприятия, основанной на понятии «вовлеченности».

Историчность эстетики

В работе «Историчность эстетики» (1986) А. Берленант затрагивает основные проблемы, с которыми он работает. Он критикует эстетическую теорию за ее догматичность, и, как следствие, отдаленность от процессов, происходящих в современном искусстве. Он ставит перед собой задачу выработать такую теорию, которая бы правильно отражала художественную активность во всех исторических периодах, включая настоящее время.

С тех пор, как эстетика в XVIII веке осознала себя как самостоятельная дисциплина, рука об руку с ней идет понятие незаинтересованности. Незаинтересованность как ключевая характеристика определения прекрасного, окончательно закрепленная И. Кантом в «Критике способности суждения», становится центральным понятием для определения нового типа опыта — эстетического, который обособляется от других видов опыта. Другими словами, эстетический опыт наделяется самостоятельным бытием и отделяется от мира повседневности человека. Таким образом, эстетическое восприятие сквозь века определяется через незаинтересованность и специальное отношение. Эти принципы, согласно Берлеанту, являются анахронизмами и оказываются неудовлетворительными в отношении большей части искусства прошедшего столетия.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ