Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шарпантье, Марк Антуан

Шарпантье, Марк Антуан

Музыка

французский композитор эпохи барокко


Марк-Антуан Шарпантье (французский: [mak .twan a.p.tje] 1643, — 24 февраля 1704, Париж) — французский композитор эпохи барокко.

Исключительно плодовитый и разносторонний. Шарпантье занимался композицией в разных жанрах. Его мастерство в написании духовной вокальной музыки, прежде всего, было признано и высоко оценено его современниками. При жизни его затмил Жан Батист Люлли, из-за чего композитора скоро забыли, и только в 20 веке его признали, как одного из наиболее одаренных и разносторонних мастеров французской музыки.

Любая родственная связь между ним и Гюставом Шарпантье (1860—1956 — французский оперный композитор), маловероятна.

Биография

Семья и образование

Шарпантье родился в или около Парижа, будучи сыном главного писца Луи Шарпантье («matre crivain» (с фр.—«переписчик официальных документов»)), который имел связи у влиятельных семей в парижском Парламенте. Марк-Антуан получил хорошее образование: сначала с помощью иезуитов, а в возрасте 18 лет поступил в юридическую школу в Париже, откуда ушел после первого семестра. Шарпантье провел два или три года в Риме, вероятно, между 1667 и 1669 году и учился у Джакомо Кариссими. Он, как известно, был в контакте с поэтом-музыкантом Шарлем Куапо д’Ассуси (Charles Coypeau d’Assoucy), который сочинял для французского посольства в Риме. Легенда утверждает, что изначально Шарпантье отправился в Рим, чтобы учиться живописи, прежде чем он появился у Кариссими. Эта история не имеет документальных подтверждений и, возможно, не соответствует действительности; но его 28 томов рукописных автографов выявляют значительное мастерство в изображении арабесок, используемых профессиональными писцами, хотя не содержат, ни одного рисунка или эскиза. Несмотря на это, он приобрел, глубокие знания современной итальянской музыкальной практики и принес их обратно во Францию.

Служба у «мадемуазель де Гиз»

Сразу по возвращении во Францию (около 1670-х), Шарпантье поступил на службу в качестве домашнего композитора к Марии Лотарингской, герцогине де Гиз, которая была известна, как «мадемуазель де Гиз». Она выделила ему комнату в своем недавно перестроенном отеле. В течение следующих семнадцати лет, Шарпантье сочиняет для нее большое количество вокальной музыки, в том числе псалмы, гимны, мотеты, магнификат, мессу и Dies Irae для поминальной службы. Благодаря любви мадемуазель де Гиз к итальянской музыке, Шарпантье мог в полной мере использовать в своей работе знания, почерпнутые в Риме. В это время композитор также сочинял для невестки своей покровительницы - вдовствующей герцогини де Гиз, Елизаветы Маргариты Орлеанской, двоюродной сестры Людовика XIV. Во многом благодаря высокому покровительству, ансамблю под руководством Шарпантье дозволялось исполнять камерные оперы композитора в нарушение монополии, принадлежавшей Жану Батисту Люлли. Большинство опер и пасторалей на французском языке, которые датируются 1684—1687 гг., вероятно, были заказаны мадам де Гиз для исполнения при дворе.

Шарпантье и Мольер

В течение семнадцати с лишним лет в отеле де Гиз Шарпантье написал почти столько же музыки для сторонних заказчиков, сколько и для своей покровительницы. После того как Мольер порвал с Люлли в 1672 году, Шарпантье начал своё многолетнее сотрудничество с его труппой. Это произошло, вероятно, не без влияния м-ль де Гиз и ее невестки. По их совету драматург отказался от услуг композитора Шарля д'Асуси и передал Шарпантье заказ на музыку для «Мнимого больного». После смерти Мольера в 1673 году Шарпантье продолжал писать для наследников драматурга — Тома Корнеля (Thomas Corneille) и Жана Донно де Визе (Jean Donneau de Vis).

Связь Шарпантье с королевской семьей

Композитор также сочинял духовную музыку для капеллы сына Людовика XIV, Великого Дофина. В 1683 году, в честь переезда двора в Версаль, Шарпантье сочиняет дивертисмент «Версальские удовольствия». Когда Людовик объявил конкурс на должность музыкального директора придворной часовни, Шарпантье был одним из претендентов, прошедших первый тур, однако был вынужден отказаться от дальнейшего участия из-за болезни. Два месяца спустя король наградил его пенсией. После смерти королевы Марии-Терезии композитор получает заказ на целый ряд сочинений в её память (мотет «Luctus de morte augustissim Mari Theresi regin Galli» и др.).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ