Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мухаммад аш-Шафии

Мухаммад аш-Шафии

Религия

исламский богослов, правовед, хадисовед, эпоним шафиитской правовой школы


Абу ’Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи’и (араб. ; 767, Газа, Палестина — 20 января 820, Фустат, совр. Египет) — исламский богослов, правовед, хадисовед, эпоним шафиитской правовой школы (мазхаба).. Играл важную роль в формировании мусульманской правовой мысли, внёс основной вклад в религиозно-правовую методологию в отношении использования преданий. Его книга ар-Рисаля написанная в течение последних пяти лет его жизни, даёт ему право называться отцом мусульманской юриспруденции.

Биография

Происхождение

Его полное имя: Абу ’Абдуллах Мухаммад ибн Идрис ибн ’Аббас ибн ’Усман ибн Шафи’и ибн Саиб ибн ’Убайд ибн ’Абд Язид ибн Хашим ибн Мутталиб ибн ’Абд Мунаф аль-Кураши. Он родился в год смерти имама Абу Ханифы (ум. в 767 г.). Относительно места его рождения у биографов есть разногласия. Некоторые биографы считают, что Мухаммад аш-Шафии родился в палестинском городе Аскаляне (Ашкелон), или в Йемене, или в долине Мина вблизи Мекки. Однако большинство источников сходится на том, что он родился в Газе, который находится в южной части Палестины.

Отец Мухаммада был военачальником из рода курайшитов и умер, когда тот был ещё младенцем. Родословная аш-Шафии по отцовской линии восходит к аль-Муталлибу, который был братом Хашима (прадед пророка Мухаммеда). Его мать была, по разным источникам, либо из йеменского племени азд, либо из рода Алидов. Сам имам аш-Шафии часто говорил: «Али ибн Абу Талиб сын моего дяди и сын моей тёти со стороны матери». Родословная имама всегда упоминалось в связи с различными хадисами о курайшитах, с целью подчеркнуть превосходство аш-Шафии над другими имамами мазхабов. Его часто считают «обновителем» (муджаддид) 2-го века хиджры, который, согласно хадису пророка Мухаммеда, отправляется Богом «в начале каждого века».

Детство в Мекке

В возрасте двух лет мать аш-Шафии перевезла его из Аскаляна к знатным родственникам отца в Мекку. Согласно источнику, утверждающему, что аш-Шафии родился в Йемене, переезд в Мекку состоялся в десятилетнем возрасте. Причиной для переезда, скорее всего, стало отсутствие средств к существованию. В Мекке он оказался в среде выдающихся учёных-богословов, знатоков языка, хадисов и исламского права (фикх), к числу которых относились, например, его дядя Мухаммад ибн Шафии, Суфьян ибн Уяйна (ум. в 811 г.) и Муслим аз-Занджи (ум. в 796 г.), о котором известно только того, что он был муфтием города. Около 10 лет он проживал в кочевом племени хузайль, которое славилось красноречием. Имам аш-Шафии говорит относительно этого: «Я покинул Мекку и остановился у племени хузайль в пустыне, изучая их речь и перенимая их культуру. Они были наиболее красноречивыми из арабов на тот период. С ними я кочевал и останавливался там, где они останавливались. Когда я вернулся в Мекку, я свободно начал читать стихи и рассказывать про них предания и поэзию». Наряду с изучением религии Мухаммад аш-Шафии обучался стрельбе из лука и езде на лошади. Он был отличным лучником, мог «попадать в цель десять раз из десяти», и даже сочинил трактат о стрельбе из лука.

С раннего детства аш-Шафии разрывался между мирской деятельностью и «стремлением к знаниям» (таляб аль-ильм). Среди биографов известна история о том, как однажды после демонстрации Мухаммадом аш-Шафии своих навыков стрельбы из лука, один из зрителей, Амр ибн Савваб, сказал ему, что для него было бы лучше стать учёным (улемом), чем лучником. Эти слова, по-видимому, убедили аш-Шафии в том, что он должен посвятить себя учёбе. Сам аш-Шафии впоследствии писал: «Я был сиротой, и моя мать помогала мне материально. У меня никогда не было достаточно денег, даже чтобы заплатить за своё обучение. Когда учитель обучал детей, я обычно слушал его и запоминал все сразу наизусть. Поэтому в отсутствие учителя уроки вёл я, в связи с чем он был очень доволен мною. Взамен, он согласился обучать меня бесплатно. Моей матери было очень трудно платить за нужные мне писчебумажные изделия, поэтому я писал на костях, камнях и пальмовых листьях. В семь лет я знал весь Коран, включая его толкование, а в 10 лет я выучил „аль-Муватту“ имама Малика».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ