Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шаховской, Константин Яковлевич

Шаховской, Константин Яковлевич

Религия

29 октября 1905 - 04 июня 1972

протоиерей, мученик за веру


Константин Яковлевич Шаховской (29 октября 1905 — 4 июня 1972) — протоиерей, мученик за веру. Рюрикович, Князь из рода Шаховских. Один из прототипов главного героя фильма «Поп». Тесть Владимира Попова (Владимир Андреевич Попов, р. 30 марта 1940 г.), митрофорного протоиерея, настоятеля Никольского храма в Любятове (Псков).

Биография

Молодые годы

Князь Константин Яковлевич Шаховской родился 29 октября 1905 г. в имении Шаховских Боброво-Холмского уезда Псковской губернии. Отец его, Яков Михайлович Шаховской, был директором Псковского сельхозучилища, главой Псковского Красного Креста. В 1919 году эмигрировал с семьей в город Печоры, в те годы отошедший к Эстонии.

Его бабушка Анастасия Васильевна Голенищева-Кутузова была родственницей светлейшего князя Михаила Кутузова — Смоленского, Модеста Мусоргского и Николая Рериха.

Константин Яковлевич Шаховской окончил Печорскую объединенную гимназию (1925), сельскохозяйственный факультет Тартуского университета (1930), Печорскую духовную семинарию (1936) и богословский факультет Варшавского университета, со степенью магистра (1939). Принимал участие в эстонском отделении Русского студенческого христианского движения (РСХД).

Женат на Елизавете Петровне Нестеровой (1937), дочери русского географа Петра Владимировича Нестерова.

Начало пастырского служения

В 1937 году Константин Яковлевич был рукоположен в Диакона и в Священника. Служил в Эстонии. Во время Второй мировой войны работал в составе Псковской духовной миссии, впоследствии тяжко оклеветанной советской пропагандой.

Во Пскове о. Константин восстанавливает превращенную в склад Варлаамовскую церковь, организует воскресную школу для детей, ведёт среди прихожан большую работу по оказанию помощи больным и беженцам.

Главным делом Псковской Миссии было возрождение церковной структуры на оккупированных территориях. При этом деятельность миссионеров не ограничивалось только стенами храмов, не менее важным было их миссионерское служение. Священники и миряне несли проповедь Евангелия, проводили внебогослужебные беседы, создавали кружки для детей и молодёжи, Миссия издавала миссионерский журнал «Православный Христианин», сотрудники Миссии выступали для населения со специальными миссионерскими программами и вели уроки русской духовной культуры. Именно в этом кроется секрет успеха Псковской Миссии. С другой стороны, заслуга миссионеров в том, что они помогли выжить местному населению, выжить физически и, особенно, — духовно, произошло подлинное духовное возрождение русского народа. Местное население за годы деятельности Псковской Миссии стало возвращаться к культурному наследию и осознанию себя именно русским народом. Однако, именно то, что помогало выжить в условиях нашествия врага, — оказалось неугодным, противным для советской власти, которая в 1944 г. не смогла простить такое псковское миссионерство.

В оккупированном немцами Пскове (в условиях попытки заигрывания немецкой оккупационной администрации с духовенством и попытками привлечь православие на сторону противоборства с СССР) о. Константин восстанавливает превращённую в склад церковь во имя святого преподобного Варлаама Хутынского (Варлаамская православная церковь) во Пскове, на свой страх и риск организует здесь воскресную русскую школу для детей, ведёт среди прихожан большую работу по оказанию помощи больным и беженцам и даже организует многодневный Крестный ход в Печорский монастырь и обратно. При этом убеждает немецкое оккупационное командование разрешить местным жителям — участникам этого Хода оказывать милосердную помощь многочисленным русским военнопленным, находившимся в ужасающих условиях в концлагерях на Псковщине. Священник рисковал многим, ведь для оккупантов он был не столько представителем нелюбимого большевиками духовенства (как им хотелось бы), сколько воссоздателем русской идентичности, русского национального духа. Что являлось прямой опасностью для оккупантов. В памяти людской сохранилось, что несмотря на явный риск для себя и своих близких, отец Константин отказывался служить благодарственный молебен в день рождения Гитлера (на чём убедительно настаивали представители оккупационной администрации). Сложная военная ситуация отвлекла внимание от духовных врагов и, как считали современники, духовные отцы только чудом избежали тогда уничтожения. После Варлаамской церкви служил в церкви посёлка Струги Красные, с 1943 — в Печорах, в церкви Сорока мучеников. После бомбардировки Печор весной 1944 года дом, где он жил с семьей, был разрушен, и семья перебирается жить в соседнюю Латвию. Здесь он опять священник, служит в Рижском кафедральном соборе — вплоть до прихода советских войск.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ