Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шейх-Задэ, Исмет Халюкович

Шейх-Задэ, Исмет Халюкович

Живопись

День рождения 01 ноября 1965

современный художник, исследователь в области истории и теории искусства, основатель и куратор галереи «Крымское ханство»


Исмет Халюкович Шейх-Задэ (1 ноября 1965, Чирчик, Ташкентская область, Узбекская ССР) — современный художник, исследователь в области истории и теории искусства, основатель и куратор галереи «Крымское ханство».

Творческая биография

Родился 1 ноября 1965 в городе Чирчик Ташкентской области, Узбекская ССР, в семье служащих. Отец — Халюк Номанович Шейх-Задэ (1934, Карасубазар) — младший сын известного в довоенном Крыму поэта и учителя Номана Шейх-Задэ (1899—1953) и внук Абдулл Меджит Мустафа Шейха (1865—1938), последнего практикующего шейха Карасубазара. Мать — Газиева (Мевлюд-Газиева) Мария (Медине) Халиловна (1935, Феодосия). В 1993 году закончил с отличием Суриковский институт Академии художеств (Москва) по специальности монументальная живопись). Из книги «Искусство татарского Крыма»: «…Его раннее обращение к искусству оказалось исключительно удачным: изостудией во дворце пионеров руководила актриса, художница-педагог высокой культуры, ученица Н. К. Рериха Е. В. Кристенс (1903—1982). Затем он окончил Художественное училище им. П. П. Бенькова в Ташкенте 1980—1984 (преп. Мордвинцева Г. И., Рожков А. М.) и московский Художественный институт им. В. Сурикова (1986—1993), где специализировался в мастерской монументальной живописи К. А. Тутеволь… Дипломная работа Шейх-Задэ (руководитель Максимов Е. Н.) представляет собой эскиз стенной росписи, составленных из четырёх крупных натюрмортов, объединённых исторической темой «Великий шёлковый путь». Узловыми мотивами этого цикла являются китайский, хорезмский, крымский и венецианский натюрморты». Кроме серии натюрмортов, Шейх-Задэ представил проект монумента «Къара Дюрбе» (Великий Мавзолей), посвящённого памяти жертв депортации крымскотатарского народа и теоретический блок «Сакральные мотивы в крымском искусстве», позже опубликованном в газете «Къырым» и журнале «Къасевет». Летом того же 1993 года делает выставку на втором курултае крымскотатарского народа с центральной экспозицией проекта монумента. Тогда же значительным событием для осмысления творческих ориентиров стало знакомство с наследным принцем Крыма Джеззаром Гиреем после выступления на курултае, Шейх-Задэ пишет его портрет. В 1995 г. после академической выставки в Париже (штаб-квартира ЮНЕСКО) награждён дипломом (бронзовой медалью) президиума РАХ. В 1996 году во время тура культовой рок-группы «АукцЫон» предлагает и проводит крымскую часть с презентацией галереи «Крымское Ханство» и созданием монументального полотна «Алый Парус». С тех пор из крупных (в концептуальной значительности) проектов и акций прошло более 50 мероприятий. Галерея «Крымское Ханство» — основа творческой биографии, авторский лейбл и жизненное кредо Исмета Шейх-Задэ. Большое значение имело творческое взаимодействие с 1998 года с Крымским геопоэтическим клубом; ряд проектов галереи состоялся благодаря этому продуктивному сотрудничеству. Состоит в Союзе Художников России (1993), Национальном союзе художников Украины, Международном художественном фонде (1995), Международной федерации художников ЮНЕСКО (IFA, 2001).

Основные авторские работы

  • «Ватан Чешмеси» (Родник). Панно-сграффито в холле МГАХИ им. Сурикова (Москва 1989 г.).
  • «Воля неба» роспись базы отдыха Министерства Финансов СССР (Москва, Домодедово, лето — осень 1991), последний заказ М. Ф. СССР.
  • «Шёлковый путь». Серия картин, станковая живопись (1992—1993).
  • «Джеззар Раджи Памир Герай». Парадный портрет наследного принца Крыма и Золотой Орды (1993).
  • «Первый вернисаж на Георгиевском». Живопись в интерьере офиса Российской Финансовой Корпорации (Москва, Центр 1995).
  • «Соломон». Шпалера-вердюра (тонкий гобелен, 11 кв. м.) в офис Московской Инвестиционной Корпорации (1995–1996 гг.).
  • «Алый парус». Совместно с группой «АукцЫон». монументальное полотно (48 кв.м. живописи по красному сатину, тур — презентация галереи * * * «Крымское Ханство» в течение проекта «АукцЫон в крЫму» Симферополь, Севастополь (1996).
  • «БГ — Лилит». Воздушный змей 330X330 (совместно с Борисом Гребенщиковым, Симферополь, 1998).
  • «Новый первый — последний элемент». Дополнение в периодическую систему химических элементов (в рамках «очень хрупкой выставки» 1998 г.).
  • «Святой Георгий». Воздушный змей, запущен в день св. Георгия, весной года Дракона (Дербент — Москва, 2000).
  • Чёрнокаспийское море. Гурзуф — Крым, Каспийск — Дагестан (2000 г.).
  • «Золотое сечение Басманной», Москва, Дом Национальностей, 2000.
  • «Стена». Крупнейшая в мире (45 кв.м.) шелкография ручной работы, по мнению «Известий», № 228, 10.12.2001 (2001).
  • «Крымский Юрт Великой Орды». Объект-модель имманентного центра мира в течение проекта «Золотой Паритет» (2002 г.).
  • «Части Цвета» или «объект для правильной ориентации». Пентаптих-футляр нишана (печати) Ханов Крыма, живопись, смеш. техн. (2003—2004), создан в течение проекта «Алтын Тахт».
  • «Украина». Совместно с Юрием Соломко. Полотно-коллаж имело развитие в течение проекта «Баррикада на Тузле» и «Зона Х», флаговая ткань, принт, акриллик. 420Х220, 2004.
  • «Карта коронации крымских ханов». Двухстороннее геральдическое полотно-штандарт (300Х200 см.), создано на 3 всемирном молодёжном форуме в Барселоне и 1 всемирном фестивале ногайской культуры в Махачкале (Барселона–Крым–Махачкала, 2004 г.).
  • «Принцесса кючук Истанбула». Полотно-расследование. 140х110, Холст, масло, 2007.
  • «По следу мастера» восстановление цикла натурных зарисовок, уничтоженных Микеланджело после создания росписей потолка Сикстинской капеллы. Бум., карандаш, 2010.
  • «Предреставрация». Серия синтезированных копий с фресок Микеланджело из Сикстинской капеллы с анализом и выявлением подлинных мотивов автора, уничтоженных в процессе реставрации 1980—1993 гг.
  • «Пророк Захария», 330Х330Х330 холст акрилик; «Пророк Иона», 370Х310 см.; «Кожа Варфоломея», 40Х120, левкас, акрил; «Христос и Дева Мария», 300Х200 левкас, акрил; «Минос», 150Х300, левкас, акрил, 2012—2013.
  • «Наше наследие» круговая роспись второго яруса банкетного зала «Босфор» Симферополь, ул. Рубцова, 44. Левкас, акрил, 2013.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ