Алла Яковлевна Шелест (26 февраля 1919, Смоленск, — 7 декабря 1998, Санкт-Петербург) — советская прима-балерина.
Биография
Алла Шелест училась в Ленинградском хореографическом училище у Елизаветы Гердт и Агриппины Вагановой. С 1937 по 1963 год — балерина Театра оперы и балета им. С. М. Кирова.
В 1952—1955 годах педагог Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой. В 1959—1963 годах — балетмейстер-репетитор Мариинского театра; в 1970 — педагог-репетитор Будапештского театра оперы и балета; в 1965—1970 — преподаватель кафедры режиссуры (курс Мастерство балетмейстера) в Петербургской консерватории. В 1971 году — Педагог — репетитор в «Aterballetto» в Реджо-нель-Эмилия, Италия; дальнейшем имела статус «guest professor» — приглашённого педагога. Работала в разных компаниях, в том числе в Мариинском театре (1989—1994).
В 1970—1973 годах Алла Шелест была главным балетмейстером Куйбышевского театра, на сцене которого поставила балеты «Лебединое озеро», «Жизель».
Выдающаяся балерина драматического и трагедийного дарования. Для Аллы Шелест характерны строжайший отбор деталей, скрупулёзная выверенность сценического рисунка роли, отточенность движений, достигаемые пластической режиссурой собственных ролей. Шелест была непревзойдённой Эгиной в спектакле „Спартак“ Леонида Якобсона на музыку Арама Хачатуряна. Актриса создала образ сильной, властной, коварной и обольстительной куртизанки. Огромная внутренняя сила и затаённая страстность прочитывалась в другом шедевре Шелест — миниатюре „Вечный идол“ („Хореографические миниатюры“)» |
Партии в спектаклях
«Слепая» — номер Аллы Шелест |
на музыку М. Понсе, пост. Якобсона |
Помощь по воспроизведению |
- 1940 — Балет «Тарас Бульба» — Оксана, на Сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, балетмейстер — Фёдор Лопухов
- 1946 — «Золушка» — Злюка , балетмейстер — Сергеев, Константин Михайлович (за этот спектакль — Сталинская премия — 1947)
- 1951 — «Шурале» — Сюимбике (за этот спектакль — Сталинская премия — 1951)
- «Пламя Парижа». Мирель де Пуатье. Балетмейстер Василий Вайнонен, композитор Борис Асафьев.
- 1956 — «Спартак» — Эгина, балетмейстер — Леонид Якобсон
- 1957 — «Каменный цветок» Катерина, Хозяйка медной горы, ассистент балетмейстера, постановка — Юрия Григоровича
- 1961 — «Маскарад». Баронесса Штраль. Балетмейстер Борис Фенстер, композитор Л.Лапутин.
- «Легенда о любви» — Мехменэ Бану, балетмейстер Юрий Григорович
- «Лебединое озеро» — Одетта и Одиллия
- «Баядерка» — Никия
- «Ромео и Джульетта» — Джульетта, балетмейстер Леонид Лавровский
- «Конёк-Горбунок» — Царь-девица
- «Жизель» — Жизель, Мирта
- «Раймонда» — Раймонда
- 1943 — «Спящая красавица» — Аврора, Фея Сирени
- «Вальпургиева ночь» — Вакханка
- «Бахчисарайский фонтан» — Зарема
- «Слепая» (на музыку Мануэля Понсе, в аранжировке Я. Хейфеца). «Поцелуй» (на музыку К.Дебюсси). «Вечный идол»(из триптиха на темы О. Родена, на музыку К. Дебюсси, партнёр — И. Чернышёв) — «Хореографические миниатюры» Л. В. Якобсона
- «Шопениана» — «Прелюд» и «Седьмой вальс»
- «Египетские ночи» — Клеопатра
- «Лауренсия» (на музыку А.Крейна) — Лауренсия,Хасинта, балетмейстер Вахтанг Чабукиани.
- «Дон Кихот» — Уличная танцовщица
- Моно-балет «Перекрёсток» — «Муза поэта», балетмейстер Рафаил Вагабов, гитара — Пако де Лючия.
Из отзыва Вадима Гаевского
«В недрах движения — не витальная сила, но священный огонь, в текстах танца — невероятная интенсивность. Современный, весьма изощренный пластический слог, современная — одинокая — фея. Совсем не сильфида, центральный персонаж поэтического балета прошлых эпох, скорее избранница, с одной, но пламенной страстью в душе, до конца преданная своему выбору, своему божеству, своему искусству. И полная внутренних видений — в чём её главный, счастливый и мучительный дар, тот дар, которым она одаривала посвященных…
Врожденный ассоциативный талант Шелест позволял ей наполнять отвлеченный хореографический текст красочным образным подтекстом. Эффект был нагляден и очень велик…»— Вадим Гаевский. Статья "Явление Шелест"