Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шендеров, Александр Семёнович

Шендеров, Александр Семёнович

Живопись

28 октября 1897 - 02 ноября 1967

российский и советский художник, живописец


Шендеров, Александр Семенович (28 октября 1897, Ростов-на-Дону — 2 ноября 1967, Ленинград) — российский и советский художник, живописец. Ученик М. В. Добужинского, К. С. Петрова-Водкина.

Биография

Начинает рисовать в школьные годы в Ростове-на-Дону. После окончания классической гимназии проходит курс анатомии в Университете и курс истории искусств в Археологическом Институте. В 1918-19 гг. успешно участвует в городских художественных выставках.

В 1921 году переезжает в Петроград, где знакомится с А. Н. Бенуа, который заведует в это время картинной галереей Эрмитажа. Изучение живописи старых мастеров под руководством Бенуа определяет художественные пристрастия молодого Шендерова. Его особенно привлекает наследие итальянского Возрождения, шедевры эрмитажной коллекции «малых голландцев». Академическое образование Шендеров начинает в мастерской К.С Петрова-Водкина, но занимается там недолго и переходит в художественную школу А. Ф. Гауша, где учится у М. В. Добужинского, что, по мнению А. Корзухина, «определило его прочную принадлежность к ленинградской школе художников». В кругу его друзей и единомышленников — ленинградские художники Н. Лансере, Г. Верейский, В. Воинов, В. Гринберг. Вместе с ними он участвует в 1924 году в последней выставке произведений членов художественного объединения «Мир искусства», у истоков которого стоял А. Бенуа.

Первые произведения Шендерова отмечены особым вниманием к классической традиции. Острота образного замысла сочетается в них с тщательностью живописной техники в духе старых мастеров. В портретах актёра М.Гипси (1923 и 1924), в «Натюрморте с курицей» (1926) он мастерски использует гладкое письмо с лессировками и виртуозной передачей фактуры предметов и тканей. Отмечая эти свойства живописи Шендерова, некоторые исследователи склонны сближать его произведения начала 1920-х годов с идеями и живописным методом «Новой вещественности».

В 1934 году был арестован. Пребывание в тюрьме и исправительно-трудовом лагере на канале Москва-Волга, а затем и запрет жить в Ленинграде, искусственно вырывают его из привычной художественной среды. После досрочного освобождения в 1936 году, Шендеров переезжает в Ростов и продолжает работать. Возобновляется интерес к анималистическому рисунку, который занимал его и прежде. Он обращается к жанровой живописи, к лирической трактовке обнаженной натуры («Женщина, моющая ноги», 1936), к натюрморту ("Натюрморт с зеркалом, 1936) к портрету. Именно в это предвоенное время создан, редкий в иконографии композитора, портрет молодого Д. Д. Шостаковича, недолго концертировавшего в Ростове весной 1941 года.

Стилистика произведений этого короткого периода до начала сороковых годов меняется. От гладкого письма с лессировками и от элементов монохромности ранних работ художник переходит к плотному выразительному мазку, к глубокому и звучному цвету, к сложным импрессионистическим эффектам в передаче состояния природы и архитектуры в ней. После пережитого в тюрьме и лагере, естественно его обращение к миру домашнего уюта («В ванной», 1937), к пейзажу Ленинграда, оставленного не по своей воле. В 1938 году он совершает туда краткий визит и пишет ряд пейзажей, полных ностальгического любования разнообразными ликами любимого города («Невский проспект», «Эрмитаж», «Мойка ночью» — все 1939 г.). В это же время продолжается разработка темы балета: («У стены (Три балерины)», 1937, " «Балерина Ирина С.», 1938).

В июне 1941 года А. С. Шендеров уходит добровольцем в действующую армию, где служит рядовым санитаром. После досрочной демобилизации из-за обострившейся болезни, приобретенной в лагере, он в 1944 году возвращается в Ростов, недавно освобожденный от оккупации, и узнает, что все его произведения, хранившиеся в мастерской, вывезены оккупационной администрацией в Германию. Состояние личного смятения, переживание разрушений, которым подвергся его родной город, когда в нём хозяйничали вражеские войска, — все это находит выражение в остро эмоциональных полотнах 1944- 45 годов. «Трагический пейзаж», «Троллейбусы на Садовой» (оба 1944) отличаются повышенным динамизмом композиции и цвета. В первом преобладают густые, тяжелые оттенки синего, темно красного и чёрного. Во втором особо акцентируется мотив движения, волнения в природе и атмосфере города, звучат темно зеленые и охристые сочетания.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ