Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шендеров, Александр Семёнович: биография

Постепенно художник находит в себе силы для воплощения более оптимистических настроений. Он создает ряд крупно форматных полотен, на былинно-сказочные темы. Яркие цветовые акценты «Сказки о царе Салтане» (1945) и «Сказки о золотом петушке» (1944) несут в себе музыкальные реминисценции, усиленные воспоминаниями о мире русской оперы периода «Могучей кучки», которым художник был увлечен в молодости. Теперь он пишет и лирические жанровые полотна с обнаженной фигурой в интерьере. Настойчиво разрабатывает новые приемы живописной трактовки предмета и фона («Спящий мальчик», «Обнаженная с веером» — оба 1945 г.)

Однако новый прилив творческих сил и успешное участие Шендерова в выставке произведений художников Ростовской области в 1946 году, снова искусственно прерываются. После печально известного партийного постановления "О журналах «Звезда» и «Ленинград», в обстановке всеобщей подозрительности и перестраховки от возможных обвинений в отклонении от единого метода социалистического реализма, его исключают из Ростовского Союза художников за «формализм и эстетство», лишают работы и средств существования. Ряд неудачных попыток найти своё законное место в художественной среде, заставляют художника покинуть Ростов. Он уезжает на Урал и в 1950-51 годах и преподает рисунок и живопись в Уральском художественно-промышленном училище Нижнего Тагила (педагогическую деятельность он с успехом вел и раньше в Ленинградском Институте промышленного строительства).

Заслуженное признание приходит к Шендерову в середине 1950-х годов. После реабилитации и отмены административных ограничений, он, наконец, возвращается в Ленинград и целиком отдается творчеству, свободному от всяких наветов.

Здесь он снова в близком круге ленинградских единомышленников. Много рисует в зоопарке, с увлечением работает в экспериментальной литографской мастерской Ленинградского Союза художников, создает несколько серий автолитографий на темы балета и жизни животных. В этих новых произведениях он добивается оригинального использования цвета, извлекая из техники литографии эффекты, близкие масляной живописи. Живописность особенно характерна для серии листов по мотивам «Книги Джунглей» Р. Киплинга (1960). Такое отношение к цвету совпадает с аналогичными поисками известных ленинградских живописцев: Пакулина, Ведерникова, Русакова, Каплана. После множества натурных штудий балерин, отдыхающих или ожидающих выхода на сцену, естественным оказался переход художника к живописным композициям на темы балета в живописи («Танец с веерами», «На репетиции», «Балерины с солнышком» — все 1961).

Шестидесятые годы стали особенно плодотворными для Шендерова. За недолгие семь лет им было создано множество совершенно оригинальных полотен. Иначе трактует он жанровые мотивы. Иногда художник сочетает женскую фигуру с натюрмортом. Иногда — погружает её в интерьер. Таковы например, «Обнаженная на голубом покрывале» (1962), или «Спящая и натюрморт» (1963).

Особое место среди живописных композиций этого времени занимает цикл из пяти полотен посвященных цирку: «Воспоминания о цирке 1», «Выход слонов», «Дрессировщица леопардов» (все 1960), «Морской лев-жонглер» (1965), «Вальс. Сиреневый конь» (1967). Яркость и торжественность общего колорита, звонкие сочетания локальных цветовых плоскостей и предельное заполнение пространства холста близки в этих композициях приемам иконописи. Фантазия и реальность сплетается здесь то в глубоко поэтических, то в брутальных сценах цирковой жизни, знакомой художнику также хорошо, как жизнь балета.

Последние четыре года жизни оказались необычайно плодотворными для Шендерова. Хотя возобновились его прежние недуги, художник проводил все время за мольбертом, все чаще обращаясь к миру воспоминаний, не пользуясь натурой, а доверяя своему безошибочному глазу. Так была создана новая серия натюрмортов последних лет: «Пять стульев»(1964), «Ломберный стол», «Бильярд», «Натюрморт с шахматной доской» (все — 1966) и другие. Теперь художника интересовал не просто мир вещей. Он смотрел на предметный мир, как на особую часть человеческого окружения. В его новых композициях сложился тип интеллектуального натюрморта, картины-размышления, предполагающей незримое присутствие человека.

В 1975 году в Ленинграде в залах ЛОСХа состоялась большая посмертная выставка произведений Шендерова, показанная затем в нескольких городах: во Львове, Баку и Ростове-на-Дону. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Художественном музее Ростова-на-Дону, в художественных галереях Петрозаводска, Архангельска и Перми, в Музее Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге и др.

  1. 1 2 Художник. 1976, № 1. С.64.
  2. Новая вещественность Николая Загрекова и русские художники. Каталог. СПБ. «Петроний».2007. Сс. 87,115,117

Источники

  • Волков В. Ростовские художники. Каталог выставки работ художников Ростовской области — Ростов-на-Дону 1946. Сс.15-18,47
  • Каталог выставки произведений А. С. Шендерова. Л. Художник РСФСР,1974.Вступительная статья Н. З. Ганкиной
  • Каган М. С. Хроника выставок. Советская живопись. 1976/1977.М.: Советский художник,1979. — Сс. 337—340
  • Корзухин А. О выставке в ЛОСХе — Художник.1976, № 1, С. 145
  • Манин В.С, Муратов А. М. Живопись 1920-30-х годов — СПБ,Художник РСФСР,1991.С.145
  • Несветайло Т. Н. «Дух творческий неугасимый». Вступительная статья к каталогу произведений А. С. Шендерова. — СПБ.:НУК «Серебряный век».2000. Сс.3-9
  • Чугунов Г. И. Александр Семенович Шендеров. Монография.- Л.: Художник РСФСР,1985.
  • Александр Шендеров. Судьба художника в зеркале времени. Альбом. К 110-летию со дня рождения художника. Вступительные статьи О. И. Родичкиной и Э. З. Ганкиной. Киев. Мистецтво, 2007

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ