Шестаков, Пётр Дмитриевич: биография
В Казани историко-этнографическая тематика Шестакова дополняется историей Русской православной церкви и отчасти агиографией. Расширение сферы его научных интересов связано с открытием в 1867 году в Казани «братства святителя Гурия». Одной из задач, которую поставило перед собой это общество, стало исследование вопросов образования нерусских народов России (инородцев). Свои председателем общество избрало П. Д. Шестакова.
В этом ряду работ, написанных Шестаковым — «Материалы для жизнеописания святителя Тихона, епископа Воронежского (записки келейника В. И. Чеботарёва)», опубликованные «Православным обозрением». Кроме того, следующий ряд работ:
- 1868 — «Исследование о святом Стефане Великопермском» («Учёные записки Казанского университета»)
- 1868 — «Житие препобобного отца нашего Трифона, Вятского чудотворца» («Православный собеседник»)
- 1873 — «Родственна ли меря с вогулами» («Учёные записки Казанского университета»)
Как попечителя округа, Шестакова приветствует и редакция главного научного печатного органа его отрасти — «Журнал Министерства народного просвещения». Здесь опубликованы следующие статьи Шестакова:
- 1868 — «О просветителях лопарей архимандрите Феодорите и св. Трифоне Печенгском»
- 1869 — «О распространении христианства у калмыков»
- 1871 — «Чтение древнейшей зырянской надписи единственного сохранившегося памятника времени св. Стефана Великопермского»
Этнографическая специфика учебного округа, в котором попечительствует Шестаков, представляет для него предмет не только отвлечённо-научного интереса, но и является предметом его размышлений в контексте задач улучшения всей системы народного образования многонациональной России. Свои обобщения, сделанные им на основе исследования местного материала, в 1869 году Шестаков изложил в форме представления Министерству народного просвещения: «Соображения о системе образования инородцев, обитающих в губерниях Казанского учебного округа».
Крупным событием в научной жизни России стал IV археологический съезд, местом проведения которого в 1877 году была избрана Казань. Шестаков организовал его проведение как председатель «предварительного комитета» (в современной терминологии, оргкомитета), и был «членом этого съезда» (в смысле президиума съезда как рабочего органа). Решением съезда было создано Казанское общество археологии, истории и этнографии, и Шестаков был избран его председателем. Однако роль Шестакова в этой сфере научной деятельности не ограничивалась только административно-организационными функциями. Он представил коллегам свои историко-этнографические изыскания, в том числе три исследования, касавшиеся вопростов местной географии, истории и этнографии:
- «Напоминание о древнем городе Моджаре»
- «Заметка о влиянии русского языка на языки инородческие»
- «Где книги, писанные зырянской или пермской азбукой, составленной св. Стефаном»
Все эти статьи Шестакова вошли в отпечатанный после съезда научный сборник «Труды IV археологического съезда».
Исторический материал, собиравшийся Шестаковым, нередко оказывался на стыке наук и даже порой выходил за рамки археологии, истории и этнографии, развитием которых занималось возглавляемое им научное общество. Так произошло с его трудом «Показания о чуме очевидцев — не медиков», который он представил коллегам из Общества врачей. Медики высоко оценили этот труд Шестакова: в 1879 году статья была опубликована в «Трудах общества врачей при Императорском Казанском университете», а её автор был избран почётным членом Общества врачей при Казанском университете.