Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шишмарёв, Михаил Михайлович: биография

В середине 1917 года Д. П. Григорович расстался с С. С. Щетининым и организовал в Петербурге собственное авиапредприятие. Вместе с ним конструктором на новый завод перешёл и М. М. Шишмарев. К сожалению, Октябрьская революция помешала их планам. Осенью, отправив жену и детей в Верхотурье, Михаил Михайлович ещё надеялся на лучшее. Он остался в Петрограде вместе с Д. П. Григоровичем, но когда в начале 1918 года завод был национализирован, а Дмитрий Павлович уехал в Севастополь, отправился к семье на Урал.

Сначала в Верхотурье были красные, затем в октябре 1918 года город без боя перешёл к белым. И при той, и при другой власти М. М. Шишмарёв работал учителем в школе. Когда же в начале лета 1919 года сюда вновь подошли большевики, он с женой и тремя детьми проделал огромный путь в Красноярск. Первые 400 км. до Тюмени сплавлялись на двух лодках, одну из которых он сделал своими руками, затем плыли баржей до Новониколаевска (Новосибирска). Последнюю часть пути проделали по суше.

В Красноярск Шишмарёвы добрались осенью 1919 года. Здесь Михаил Михайлович устроился на работу в железнодорожное управление, где неожиданно для себя встретил бывшего конструктора авиазавода С. С. Щетинина и ближайшего помощника Д. П. Григоровича инженера Н. Г. Михельсона. В декабре 1919 года к городу подошли красные. Поняв, что Колчаку власть не удержать, М. М. Шишмарёв отказался от дальнейшего бегства от большевиков. Когда в январе 1920 года Красноярск был занят Красной армией он остался в городе. Вместе с Н. Г. Михельсоном они решили пробиваться в Таганрог, где, по слухам, большевиками был запущен авиазавод «Лебедь», ранее принадлежавший промышленнику В. А. Лебедеву.

Прибыв в середине 1920 года на Азовское море, оба авиаконструктора были приняты на завод. Квалифицированных инженеров не хватало. Начальником производства здесь уже работал В. Л. Корвин-Кербер — морской лётчик, бывший офицер деникинской армии, который хотя и не имел опыта конструкторской деятельности, но горел желанием ею заниматься. Кстати, в Таганроге М. М. Шишмарёв с семьей и поселился рядом с В. Л. Корвин-Кербером. Там он познакомился со своим будущим зятем Л. Л. Кербером, в то время ещё совсем юным.

Первый советский морской истребитель МК-1 «Рыбка» конструкции Шишмарёва, Михельсона и Корвин-Кербера. Завод «Красный летчик», Ленинград, 1923 г.

Тем временем, в Москве УВВС объявило конкурс на создание первого морского одноместного самолёта класса «истребитель» под двигатель «испано-сюиза» в 200 л.с. Прочитав об этом информацию в газете 11 мая 1921 года, М. М. Шишмарёв с товарищами принялись за работу. Вскоре проект поплавкового истребителя-биплана был готов. Отличительной особенностью самолёта МК-1 «Рыбка» был фюзеляж. Спроектирован он был из шпона в форме «монокок», имел очень удачную форму, в которой полностью скрывался двигатель. В нём было четыре лонжерона и шпангоуты из фанеры с отверстиями облегчения. Радиатор располагался в центроплане верхнего крыла. В конце 1921 году М. М. Шишмарёв отправился защищать проект в Москву.

Результат оказался благоприятным, проект занял первое место, и было принято решение о строительстве опытного образца. Работы начали в Таганроге на том же авиационном заводе, однако в конце зимы 1922 года из Москвы пришло решение продолжить создание опытного экземпляра в Петрограде на заводе «Красный лётчик». Все авторы истребителя получили предписание прибыть в Москву в распоряжение Главкоавиа. В итоге, в Ленинграде работу над истребителем продолжил только Н. Г. Михельсон, а М. М. Шимарев и В. Л. Корвин-Кербер были оставлены в Москве в распоряжении Н. Д. Григоровича, который незадолго до того прибыл из Севастополя.

Н. Г. Михельсону удалось завершить проект, но из-за малой мощности двигателя он в серию так и не пошел. Существовала идея установить на «Рыбку» другой двигатель, но во время наводнения 1924 г., единственный опытный образец истребителя погиб вместе с ангаром на Крестовском острове.

В Москве в составе конструкторской части Главкоавиа, под началом ответственного конструктора Д. П. Григоровича, М. М. Шишмарёв участвовал в проектировании морского разведчика М-22 и летающей лодки М-24, однако, когда 14 мая 1923 года группа Д. П. Григоровича была переведена на авиазавод № 1 «Дукс», М. М. Шишмарёв остался в составе ОСС (отдел сухопутного самолётостроения) Главкоавиа, теперь уже под руководством конструктора Н. Н. Поликарпова. Здесь он самостоятельно сконструировал разведчик Р-III.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ