Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шишмарёв, Михаил Михайлович: биография

Работа в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского

После 1927 года Шишмарёв перешёл в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, с которой связана вся дальнейшая его трудовая биография.

Самолёт «ДБ-А» конструкции Болховитинова, Шишмарёва и Курицкеса. 1937 г.

Здесь в академии с 1933 г. под руководством В. Ф. Болховитинова он участвовал в создании печально известного самолёта ДБ-А (дальний бомбардировщик академии). В условиях приближающейся войны, когда потенциальный враг в Европе ещё не был определен, управлением ВВС СССР была поставлена задача создать тяжёлый бомбардировщик, способный достичь Великобритании, выполнить боевую задачу и вернуться обратно. Таким образом, новый самолёт должен был развивать скорость более 330 км/час, летать на высоте 6000-7000 метров, поднимать до 5000 кг бомб при максимальной дальности полёта в 5000 км. Новая машина была призвана заменить морально устаревший туполевский бомбардировщик ТБ-3. Задание было выполнено, причём одним из ключевых авторов проекта оказался М. М. Шишмарёв, возглавивший в 1933 году кафедру прочности и деталей самолётов. Известный в России специалист в области ракетной техники академик Б. Е. Черток, работавший на заре своей карьеры у В. Ф. Болховитинова, спустя много лет так характеризовал М. М. Шишмарёва:

Самым опытным в этой троице (Болховитинов, Шишмарёв, Курицкес) был Шишмарёв. Он уже строил самолёты, принятые на вооружение. Это были разведчики Р-III и знаменитый Р-5. Я имел много случаев убедиться в его всесторонней инженерной интуиции. Когда к нему обращались за консультацией, он, немного подумав, рисуя эскизы, бескорыстно давал неожиданные и оригинальные рекомендации, не вызывавшие возражений... Шишмарёв своей изобретательностью демонстрировал способность "выхода из безвыходных ситуаций".

. К сожалению, судьба бомбардировщика оказалась незавидной. Ещё «сырую» и не прошедшую всех необходимых испытаний машину «сталинский сокол» С. А. Леваневский в 1937 году выбрал для своего рекордного перелёта через Северный полюс в США. Широко разрекламированный вояж закончился трагической гибелью самолёта со всем экипажем. После этой драмы проект был заморожен (была выпущена лишь малая серия). Интересно, что радистом в команде С. А. Леваневского должен был лететь зять М. М. Шишмарёва — Леонид Кербер. По инициативе НКВД, а, возможно, самого С. А. Леваневского его исключили из экипажа за несколько дней до старта.

В годы работы над ДБ-А (1933—1936) М. М. Шишмарёв впервые разработал теорию расчета прочности многократно статически неопределимых ферм. Позднее, в 1938—1940 гг. по заданию правительства он в содружестве с кафедрой авиационных комплексов и конструкции летательных аппаратов проектировал из прозрачных материалов «малозаметный самолёт-разведчик». Технологии тех лет не позволили завершить проект, но он оказался предвестником современных самолётов-невидимок.

С 1940 по 1947 гг. М. М. Шишмарёв руководил кафедрой «Детали машин», где в 1939 г. стал доктором технических наук, профессором. Во время Великой Отечественной войны, в 1942—1943 гг., в Свердловске, где кафедра находилась в эвакуации, под его руководством была спроектирована специальная установка для испытания реактивного самолёта для НИИ ВВС.

М. М. Шишмарёв — генерал-майор инженерной службы, автор нескольких учебников по авиации. Награждён правительственными наградами. Умер Михаил Михайлович в 1962 году в Москве. Похоронен на Головинском кладбище.

Отдельные труды

  • Майоранов Е. И., Шишмарев М. М. Предварительный расчет самолетов : Сост. по заданию Науч. ком. Гл. упр. воздуш. флота СССР : Прил. к атласу деталей самолетов / Уполномоченный группы инженеров инж. Е.И.Майоранов; Отв. ред. инж. Б.Ф.Гончаров. — Акад. воздуш. флота им. проф. Н.Е.Жуковского. — М., 1924. — 88 с.
  • Шишмарев М. М. Расчет деталей самолета / Старш. руководитель Кафедры конструирования самолета М. М. Шишмарев; (Предисл.: С. Г. Козлов. — Воен.-возд. акад. РККА. — М.: Центр. тип. им. К. Ворошилова, 1932. — С. 236.
  • Шишмарев М. М. Расчет на сжатие стержней ферментного типа. — М., 1937. — С. 5-56.
  • Шишмарев М. М. О подтяге патронной ленты в автоматическом оружии. — Труды Краснознаменной Ордена Ленина Военно-воздушной инженерной академии К.А. имени Жуковского. — М., 1946, вып. 155. — 28 с.
  • Шишмарев М. М. Кинематика подвижной лопасти в плоскопараллельном потоке. — Труды Краснознаменной Ордена Ленина Военно-воздушной инженерной академии К.А. имени Жуковского. — М., 1947, вып. 196. — 104 с.

Семья

жена: Селина Артуровна ур. Грюнберг (1887—1966) — дочь управляющего заводом Штейна в Пскове

  • дочь: Елизавета Михайловна Шишмарева (1904 — 1996) — литературный переводчик, жена Леонида Львовича Кербера (1903 — 1993) — доктора технических наук, авиаконструктора, заместителя генерального конструктора КБ А. Н. Туполева по оборудованию ;
    • внук: Михаил Леонидович Кербер (рожд: 4.06.1932, Севастополь) — доктор химических наук, профессор;
    • внук: Лев Леонидович Кербер (21.10.1937, Москва — 2.01.1993, Москва) — кинорежиссёр-документалист;
  • сын: Борис Михайлович Шишмарёв (7.01.1910, Париж — 9.10.1941 село Обрыв, близ Новоазовска) — военинженер 2-го ранга, погиб на фронте;
    • внук: Дмитрий Борисович Шишмарёв (9.05.1933, Москва - 4.11.1976, Москва) — инженер-авиамеханик;
    • внук: Сергей Борисович Шишмарёв (10.12.1939, Москва - 3.02.1994, Москва) — геолог;
    • внучка: Ксения Борисовна Шишмарёва;
  • сын: Андрей Михайлович Шишмарёв (12.07.1911, Льеж — 16.12.1981, Москва) — инженер-полковник;
    • внук: Илья Андреевич Шишмарёв (1937 — 2012) — советский и российский математик, член-корреспондент РАН, заслуженный профессор МГУ;
    • внучка: Татьяна Андреевна Козленко (21.10.1934, Москва — 4.11.2010, Москва) — кандидат химических наук, доцент

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ