Шпенглер, Освальд: биография
Идеи Шпенглера оказали влияние на Тойнби, Ортегу-и-Гассета и др.
Список культур
Шпенглер ярко портретирует «души» культур:
- Вавилонская
- Арабо-византийская — пра—символ «пещера» (в основе «магическая» душа со строгим противопоставлением души и тела)
- Египетская — пра—символ «путь»
- Индийская
- Китайская — пра—символ «Дао»
- Майанская (Мексиканская)
- Греко-римская (Античная) — пра—символ «телесное, скульптурно оформленное тело» (имеет в своём основании «аполлоновскую» душу)
- Западноевропейская — пра—символ «бесконечность» («фаустовская» душа, воплощённая в символе чистого бесконечного пространства и временного процесса).
- Русско-сибирская (Зарождающаяся культура)
Стадии развития культуры
Каждая культура в своём развитии проходит ряд основных стадий: 1) мифо-символическая — стадия зарождающейся культуры, когда основные её формы только зарождаются; 2) стадия ранней культуры, когда её формы только возникают; 3) стадия метафизико-религиозной (высокой) культуры, на которой она достигает своего расцвета; 4) стадия старения и гибели культуры — стадия цивилизации.
Исторические псевдоморфозы
Историческими псевдоморфозами Шпенглер называл «случаи, когда чуждая древняя культура довлеет над краем с такой силой, что культура юная, для которой край этот — её родной, не в состоянии задышать полной грудью и не только что не доходит до складывания чистых, собственных форм, но не достигает даже полного развития своего самосознания». К числу исторических псевдоморфозов Шпенглер относит арабскую культуру и Петровскую Русь.
А. С. Алексеев отмечает: «суждения О. Шпенглера об искусстве Древнего Египта позволяют нам узнать очень многое о впечатлении, произведённом этим искусством на О. Шпенглера, но они не имеют решительно никакого отношения к жизни и культуре древних египтян».[неавторитетный источник? 204 дня]
Взгляды на современную ситуацию в мире
В своей книге "Годы решений" О. Шпенглер открыто выступает сторонником национал-социалистического переворота в Германии:
Едва ли кто-то так же страстно, как я, ждал свершения национального переворота этого года— О. Шпенглер "Годы решений"
Однако позже книга "Годы решений" была запрещена за критику национал-социализма. Так, например, Шпенглер не соглашался с их биологической идеологией и антисемитизмом.
Данное событие О. Шпенглер видел как часть глобальной "белой революции", апологетом которой он сам себя и видит. Раскрытию данного понятия посвящена вторая глава книги под названием "Белая мировая революция". Двумя главными противниками данной революции Шпенглер считает классовую борьбу и "цветное" население мира.
Она соединяет в себе «горизонтальную» борьбу между государствами и нациями с вертикальной борьбой между ведущими слоями белых народов и другими слоями, тогда как на заднем плане уже началась более опасная вторая часть революции, а именно: нападение на белых в целом со стороны всей массы цветного населения Земли, медленно осознающего свою общность.— О. Шпенглер "Годы решений"
Но этого не может и не должно быть. Возможно, заяц сможет обмануть лису. Но не человек человека. Цветной видит белого насквозь, когда тот говорит о «человечестве» и вечном мире. Он чует неспособность и отсутствие воли защищать себя. …
Цветные — не пацифисты. Они не держатся за жизнь, единственной ценностью которой является её продолжительность. Они подберут меч, если мы его отбросим. Когда-то они боялись белого, теперь они его презирают. Это мнение можно прочитать в их глазах, если белые мужчины и женщины ведут себя перед ними так, как они это делают у себя дома или в самих цветных странах. Когда-то наша мощь приводила их в ужас, как первые римские легионы — германцев. Сегодня, когда они сами стали силой, их таинственная душа, которую нам никогда не понять, выпрямляется и смотрит на белых свысока, как на нечто вчерашнее.— О. Шпенглер "Годы решений"
Взгляд на Россию
Россия — госпожа Азии. Россия и есть Азия.— О. Шпенглер "Годы решений"
Правление большевиков не является государством в нашем смысле, каковым была петровская Россия. Оно как Кипчак, государство «Золотой Орды» во времена монголов, состоит из господствующей орды – называемой коммунистической партией – с вождями и всемогущим ханом, и из подавленной и беззащитной массы, большей по численности примерно в сто раз. От настоящего марксизма здесь очень мало – только названия и программы. В действительности это татарский абсолютизм, который подстрекает и эксплуатирует мир, не обращая внимания на границы, осторожный, хитрый, жестокий, использующий смерть как повседневное средство управления, в любой момент готовый выдвинуть нового Чингисхана, чтобы пойти на Азию и Европу.— О. Шпенглер "Годы решений"
Сочинения
- «Закат Европы» (нем. Der Untergang des Abendlandes, Т. 1 — 1918, Т. 2 — 1922)
- «Человек и техника» (нем. Der Mensch und die Technik, 1931)
- «Годы решений» (нем. Jahre der Entscheidung, 1933)
Публикации трудов в русском переводе
- Шпенглер О. Закат Европы. М: «Наука», 1993. — 592 с. — ISBN 5-02-029879-4.
- Шпенглер О. Годы решений: Германия и всемирно-историческое развитие (пер. с нем. и послесл. С. Е. Вершинина). Екатеринбург: «У-Фактория», 2007. — с.223. — ISBN 978-5-9757-0154-1.
- Освальд Шпенглер. Закат Западного мира. М: "Альфа-книга", 2014. - 1085 с.