Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шумилов, Иван Иванович

Шумилов, Иван Иванович

Исследователь

поборник и подвижник возрождения старинных музыкальных инструментов, исследователь и составитель сокровищницы нотных записей и музыкальной литературы


Иван Иванович Шумилов (р. 12 июля 1938, Ленинград) — русский, шведский музыкант (блок-флейта), композитор, педагог, деятель международного музыкального просветительского движения. На раннем этапе своего творчества — один из пионеров развития джаза в послевоенном СССР, в дальнейшем — инициатор пробуждения интереса к старинной музыке, — поборник и подвижник возрождения старинных музыкальных инструментов, исследователь и составитель сокровищницы нотных записей и музыкальной литературы. Теоретик музыкальной педагогики, разработавший уникальную методику. Член попечительского совета Русского музыкального общества, основатель и президент Международного Клуба друзей И. Х. Романа (англ.  International music association friends of Roman), член Союза композиторов Швеции, директор музыкального издательства Musici Segreti (Музыкальные секреты).

Биография

Иван Шумилов родился в Ленинграде в семье Ивана Григорьевича Шумилова, мастера цеха Завода имени Ворошилова, мать — Валентина Викентьевна Шумилова, дед, Григорий Шумилов — искусный краснодеревщик, почётный гражданин Санкт-Петербурга. В начале войны трёхлетний Ваня Шумилов был эвакуирован на последнем пароходе, едва не утонувшем под бомбёжкой.

Вернувшись в Ленинград, Иван бросил школу после седьмого класса, с головой окунулся в музыку. А предшествовал тому услышанный в той же школе, в исполнении учительницы, Моцарт, который распахнул перед Ваней неведомую для него доселе музыку, заставил его душу радостно трепетать.

Творчество

Джаз

На отцовском заводе, где Иван работал токарем, он нашел никому не нужный трофейный саксофон, сам разобрался в азах звукоизвлечения, а в клубе Невского дома культуры, «волею фатума», руководитель самодеятельности, балалаечник оркестра русских народных инструментов В. В. Андреева, оказался чутким педагогом, который, если сразу и не дал юноше ключ к пониманию самоё себя как музыканта, то и не погрузил во мрак бездумного и бездушного штудирования: «Ты длинные ноты видишь? Вот их и играй. Что не можешь играть, — не играй, молчи». И по прошествии многих лет, уже будучи сам опытным педагогом, разработав оригинальную и действенную самостоятельную систему обучения, Иван Шумилов с благодарностью вспоминает этот мудрый, бережный подход при «введению в музыку».

Было скучно сидеть за партой. Я в юности был бунтарём. Полюбил джаз, сам научился играть на модном в те времена саксофоне. …Были молоды и никого не слушали. Сталин давно умер, и, казалось, жить теперь надо совсем по-другому; весело и легко. Наша музбригада, заключив договор с Читинской филармонией (а иначе в те времена было нельзя), бодро колесила по стране. Мы делали «чёс», кажется, что и сегодня музыканты так про это говорят. Объезхали всю Сибирь, Урал. Деньги не переводились, всё время на такси ездили, жизнь казалась приятной и весёлой. Иван Шумилов

Но, тем не менее, джаз — это не только чёс, но ещё и импровизация. И настал день, когда велением души музыкант, преодолев кризис, пришел к другой музыке, в которой творящий её также изначально был импровизватором — к миру старинной, неакадемической музыки (к джазу, точнее, к его производным — в виде Rhythm & Blues'a, рока или синтеза форм, он впоследствии вернётся); но по счастливому стечению обстоятельств (чудесно — как он сам часто характеризует волю случая в своей судьбе) Иван Шумилов, почти бессознательно придя в Юсуповский дворец на концерт старинной музыки, встретил Владимира Федотова, ставшего впоследствии его учителем на поприще постижения неисчерпаемых и порой неимоверно сложных, труднопостижимых для современного человека особенностей этого мира, корнями уходящего в переходную пору — от античности к средневековью.

Иван Шумилов покупает за три рубля немецкую блокфлейту и начинает самостоятельные занятия: играет по нотам клавесинный концерт И. С. Баха, — словно вместе с музыкантом (Зузаной Ружичковой), исполняющим этот же концерт на пластинке. Когда, набравшись смелости, он пришел к Владимиру Федотову, возникло ощущение, что тот ждал ученика; — начали играать вместе. Через год они уже исполняли в капелле «Бранденбургский концерт» И. С. Баха для двух флейт и клавесина.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ