Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Щавелёв, Сергей Павлович

Щавелёв, Сергей Павлович

Философы

День рождения 21 февраля 1953

советский и российский философ и историк, специалист по гносеологии и методологии, а также по отечественной историографии


Сергей Павлович Щавелёв (род. 21 февраля 1953, Магадан, СССР) — советский и российский философ и историк, специалист по гносеологии и методологии, а также по отечественной историографии. Автор (совместно с И. Т. Касавиным) самобытной теории повседневности. Доктор философских наук, доктор исторических наук, профессор.

Биография

Родился 21 февраля 1953 года в Магадане.

В 1975 году окончил историко-педагогический факультет Курского государственного педагогического института.

В 1979 году окончил аспирантуру философского факультета Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова.

После военной службы работает на кафедре философии Курского государственного медицинского университета. С 1992 года — заведующий этой кафедрой.

В 1979 году в Ленинградском государственном университете под научным руководством доктора философских наук, профессора Г. А. Подкорытова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Методологическое значение категории „диалектическое отрицание“».

В 1994 году в Санкт-Петербургском государственном университете защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Практическое познание как философско-методологическая проблема».

В 2002 году в Воронежском государственном университете защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Судьбы исторических древностей Южной России и их место в её провинциальной культуре XVII—XX веков» (Специальность 07.00.02 — «Отечественная история»).

Действительный член Академии гуманитарных наук.

Составитель и ответственный редактор биографического словаря «Историки Курского края» (первое издание — 1997, второе, исправленное и дополненное — 2007).

Автор около 400 работ в российской и зарубежной периодике.

Научная деятельность

В своих научных трудах по философии разработал «концепцию когнитивных моментов и регулятивов чувственно-предметной деятельности людей». Им предложено их понимание как духовной практики. Наряду с этим Щавелёв «пересмотрел сциентистскую модель абсолютного преимущества и мнимой самодостаточности науки по сравнению с вненаучными сферами мысли и духа». Опираясь на новый материалы он смог подтвердить вывод о том, что для человеческого познания свойственна полиморфность и гетерогенность, а следовательно имеет место быть историко-культурная иерархичность его способностей. Щавелёв занимался изучением эпистемологических вопросов таких граней жизненной практики, как глупость и мудрость, остроумие и хитрость, а также этнические образы мира и возрастные, половые, любительские и профессиональные, групповые и индивидуальные модификации познавательных способностей. Вопреки имевших место у других учёных исследований «архаичных и маргинальных форм до — и вненаучного сознания (магия, мистика, паранаука и т.п.)» Щевелёв сосредоточился на «методологической оптимизации рационализированной, когнитоёмкой практики» создав совместно с И. Т. Касавиным (монография «Анализ повседневности». М., 2004) самобытную теорию повседневности представив повседневность в качестве «смысловой матрицы рациональности» он рассматривает повседневность, обладающую «личностными знаниями приёмов малоспециализированного труда, бытового досуга и т. п. элементами народной мудрости».

В исследовании историографии является учеником основоположника истории археологии в России — А. А. Формозова. Опираясь на культурологические подходы в изучении развития гуманитарного знания и богатый архивно-библиотечный материал смог на примере Курской области и сопредельных территорий «реконструировать основные этапы и особенности развития региональной исторической мысли и практики изучения и охраны древностей в России XVII–XXI вв.». Занимается изучением истории Курской области в древнеславянское и древнерусское времена, что нашло своё отражение в многочисленных статьях и двух монографиях о Курском Посеймье в X–XVI вв. («Курск. История города от Средневековья к Новому времени: X–XVII века» Курск, 1999 («Курский край». Т. IV; в соавторстве с А. В. Зориным, А. И. Раздорским) и Феодосии Печерском («Феодосий Печерский — курянин». Курск, 2002; изд. 2-е, доп. 2008)). Постоянно занимается рецензированием новые работ по региональной истории Курской области и сопредельных территорий в местной и центральной печати. Выступает с критикой недостатков в работе нынешнего Общества курских краеведов и издаваемых им публикаций.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ