Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Щепин, Константин Иванович: биография

В процессе клинической практики Щепину становилось ясно, что лечение больных нельзя проводить по шаблону, поскольку люди отличаются друг от друга возрастом, полом, темпераментом, образом жизни. Правда, в распоряжении медицинской науки того времени не было систематизированных наблюдений о зависимости методов лечения от индивидуальности больного. Терапевтическая практика не отличалась разнообразием, и если часть врачей видела смысл лечения в лекарствах, стремилась найти лекарства большой целебной силы путём смешения многих лекарственных веществ, то другая часть направляла свои усилия на внедрение в лечебный обиход средств народной медицины. Щепин стремился действовать логически, пытаясь подыскать объяснение тому или иному лечебному приёму. Это способствовало росту его авторитета как преподавателя.

Во время Семилетней войны Щепин в августе 1760 года был командирован в распоряжение военного командования в качестве дивизионного врача. Щепин начал подготовку военных врачей. Он был направлен в Бишофсвердеский полевой госпиталь, где проявил на практике свои знания. Вместе с русскими войсками Щепин вступил в Берлин. Санитарное обслуживание в русских войсках в течение Семилетней войны впервые было на высоком уровне, во многом это была заслуга наставника Щепина, П. З. Кондоиди. Период с 1760 по 1761 год Щепин провёл в напряжённой работе. Сотни раненых и больных прошли через его руки за это время. Война дала Щепину богатый опыт. Этот опыт должен был служить в дальнейшем более целеустремлённой подготовке новых врачей.

Заботясь о своей будущей службе, Щепин указал преподавательские должности как наиболее подходящие для себя. В январе 1762 года Медицинская канцелярия разрешила ему вернуться в Россию. 8 марта того же года К. И. Щепин был назначен преподавателем анатомии, физиологии и хирургии в Московской госпитальной школе. Своё назначение в Москву на новую должность Щепин рассматривал как ответственное и серьёзное дело, отныне он становился профессором. Факультативно Щепин читал фармакологию, ботанику и патологию, впервые обратил внимание на естественные минеральные воды и ввёл в преподавание курс бальнеологии.

В исполнение своих обязанностей руководителя госпитальной школы при Московском генеральном госпитале Щепин вступил 20 марта 1762 года. Он быстро вошёл в курс дела, всколыхнул атмосферу равнодушия, окружавшую дело подготовки лекарей в госпитале. Всего в ведении Щепина насчитывалось 65 учащихся. Они распределялись на подлекарей, лекарских учеников 1, 2 и 3 подготовительных классов и волонтёров. Подавляющее большинство учащихся составляли русские и украинцы, прибывшие из самых различных мест: Киева, Казани, Пскова, Стародуба, Чернигова и других городов. Средний их возраст был от 20 до 25 лет.

Щепин предложил план и распорядок занятий, которые были утверждены, и Щепин приступил к исполнению этого плана. Владея анатомической техникой, Щепин обучил своих помощников — операторов Ф. Елачича и Энгеля — искусству изготовления анатомических препаратов. Щепин нередко сам готовил препараты, в своих лекциях он впервые использовал данные микроскопической анатомии. Под руководством Константина Ивановича студенты должны были отработать все операции на трупах. В процессе обучения хирургии ученики использовали свои навыки владения инструментами сначала на трупах, а потом и на живых больных. Заботясь об усвоении учениками материала, Щепин подготовил на русском языке две рукописи — «Анатомические лекции» (1763) и «Об анатомии вообще» (1764). В них профессор излагал для слушателей общее и частное анатомическое учение.

Щепин ввёл повторение пройденного материала с проверкой знаний за неделю и ежемесячные экзамены по каждой науке вместо существовавших экзаменов за треть года. Такая постановка основательно закрепляла знания учащихся. Щепин заботился о ведении учащимися историй болезни, систематически устраивал клинические обходы больных госпиталя. Эти обходы, как и дежурства у постели больных, воспитывали у учащихся наблюдательность и умение самостоятельно решать вопросы лечения. Практика в госпитале перемежалась лекциями по клинической медицине и фармации. Все эти дисциплины вёл один Щепин. Его рабочий день в связи с этим продолжался с утра до вечера. Заботясь об улучшении преподавания, Щепин в первую очередь добивался, чтобы его ученики основательно изучили анатомию. Он сделал обязательным изучение студентами трупа, до него этому не уделяли большого внимания. Ученики Щепина могли ассистировать в операциях ещё до выпуска из медицинской школы, были выше в своих знаниях, чем их коллеги из-за рубежа. Щепин быстро завоевал авторитет, уважение учащихся и врачей, а имя его стало гордостью для учеников.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ