Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Эшон Бабахан ибн Абдулмажидхан

Эшон Бабахан ибн Абдулмажидхан

Религия

исламский религиозный деятель, проповедник, учёный-богослов и правовед, шейх-уль-ислам


Эшон Бабахан ибн Абдулмажидхан (1858—1957) — исламский религиозный деятель, проповедник, учёный-богослов и правовед, шейх-уль-ислам. Один из основателей и первый председатель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ). Первый муфтий пяти республик.

Биография

Эшон Бабахан ибн Абдулмажидхан родился в 1858 году в городе Ташкенте Кокандского Ханства (ныне столица Республики Узбекистан) в семье известного религиозного деятеля устаза Абдулмажидхана ибн Юнус Ходжа Ишана, много лет служившего мударрисом в медресе Муи-Мубарак. После смерти матери шестилетний Эшон Бабахан был отдан на воспитание деду Юнусу Ходже Ишану, а после его кончины — тётке, родной сестре отца зажиточной бездетной вдове Бибисоре. Когда Эшону Бабахану исполнилось 12 лет, тётка Бибисора отправила его учиться в Бухару в медресе Мири Араб. Его наставником стал известный богослов домулла Икрамча. Именно под его влиянием сформировалось мировоззрение подростка, его приверженность тарикату Накшбанди. Здесь в медресе образованного не по годам будущего факиха заметил народный судья Ташкента Мухиддин Ходжа, находившийся с инспекцией в Бухаре. По его рекомендации юноша был переведён в Ташкент, где сначала учился в медресе Саройтош у Охунджана Охуна, затем в медресе Кукельдаш, где его наставниками были выдающийся муфассир и мухаддис XIX века Миян Малик Махсуми, а также известный ливанский мухаддис Саид Али Зохирий аль-Витрий аль-Маданий.

После окончания обучения молодой богослов и правовед начал свою трудовую деятельность факихом в Ташкенте. Вскоре он женился на Тухтахон, дочери своего покровителя Мухиддина Ходжи. Женитьба повысила социальный статус Эшона Бабахана и принесла ему приличное приданое в виде земельного участка площадью 120 гектаров в кишлаке Ялангач под Ташкентом. Блестящее образование, глубокие знания и приличные связи позволили Эшону Бабахану получить должность имама-хатыба в мечети Тилля-шейха. Позднее он также преподавал в медресе Муи-Мубарак. К концу XIX века Эшон Бабахан, приверженец ханафитского мазхаба, стал одним из самых авторитетных факихов в Ташкенте. В 1896 году при рождении третьего ребёнка умерла его жена Тухтахон. Некоторое время спустя Эшон Бабахан женился на Саломатхон, дочери одного из самых богатых людей Ташкента бая Сиддикходжи. В качестве приданого он взял богатейшую коллекцию книг и рукописей по исламу, которую начал собирать ещё дед невесты. В 1912 году вместе с тестем и сыном от первого брака Камалханом Эшон Бабахан совершил свой первый хадж, который продлился 182 дня.

Революцию в России Эшон Бабахан принял настороженно, но будучи сторонником джадидизма, он разделял взгляды тех муфтиев, которые призывали свои уммы воздерживаться от нешариатских дел и приспосабливаться к новым условиям. Лояльность к новой власти не спасла семью Бабахановых от репрессий. Начавшаяся в 1924 году политика воинствующего атеизма сопровождалась закрытием почти всех действующих мечетей и медресе. Многие видные религиозные деятели были брошены в тюрьмы или отправлены в ссылку. Другие были вынуждены эмигрировать. Преступлением считалось не только чтение Корана, но даже хранение священной для мусульман книги. В это тревожное время мечеть Тилля-шейха, где имамом служил Эшон Бабахан, стала центром духовной жизни Ташкента. Это не могло не вызвать раздражения властей. В 1928 году всё имущество семьи Бабахановых было конфисковано. Эшон Бабахан со старшими сыновьями некоторое время вынужден был скрываться, а его младшие дети были исключены из школы. В 1937 году по стране прокатилась новая волна репрессий. Эшон Бабахан и его сын Зайнуддинхан были арестованы по обвинению в религиозном наставничестве. Его через некоторое время отпустили, а Зайнуддинхан погиб в лагере НКВД СССР в Бурятии в 1938 году. В 1941 году Эшон Бабахан был арестован во второй раз, но в октябре дело было закрыто из-за отсутствия состава преступления.

В первые самые тяжёлые два года войны в советском обществе произошла определённая переоценка ценностей, и отношение к религии стало меняться. Политика воинствующего атеизма сменилась религиозной терпимостью. Почувствовав перемены, Эшон Бабахан зимой 1943 года обратился к мусульманским общинам Средней Азии и Казахстана с призывом к объединению. Через председателя Президиума Верховного Совета Узбекской ССР Юлдаша Ахунбабаева Эшон Бабахан с группой религиозных деятелей начал переговоры с правительством СССР о создании Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана по типу уже существовавшего Центрального духовного управления мусульман СССР. 12 июля 1943 года последовало официальное обращение инициативной группы во главе с Эшоном Бабаханом к председателю Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинину. Вскоре инициатива о создании исламского духовного центра в Средней Азии была одобрена в Москве, и для его нужд власти вернули конфискованный в 1928 году дом Эшона Бабахана в махалле Хазрати Имам города Ташкента.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ