Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Юноша-Стемповский, Казимеж

Юноша-Стемповский, Казимеж

Кино

26 ноября 1880 - 05 июля 1943

один из самых выдающихся польских актёров театра и кино довоенного периода


Казимеж Юноша-Стемповский (польск. Kazimierz Junosza-Stpowski; при рождении — Казимеж Стемповский, польск. Kazimierz Stpowski; 26 ноября 1880, Венеция, Италия — 5 июля 1943, Варшава, Польша) — один из самых выдающихся польских актёров театра и кино довоенного периода.

Биография

Ранние годы

Родился в Венеции в состоятельной семье польских землевладельцев. В 1890—92 он учился в гимназии святой Анны в Кракове, продолжил учебу в иезуитской школе в Хырове (1892—95), а затем с 1895 года в российской государственной школе в городе Каменец-Подольский.

Школьные аттестаты этого периода выданы на фамилию Стемповский. Это уже позднее, начав актёрскую карьеру он воспользуется названием их родового дворянского герба — Юноша. Первые выходы на сцену польских театров он подписывался только как Казимеж Юноша и уже став известным, стал именоваться не иначе, как Казимеж Юноша-Стемповский.

Театр

Изначально планировал посвятить себя оперному пению (он обладал красивым басом). Дебютировал Казимеж ролью убийцы в пьесе Альфреда Щепаньского «Piast» в 1889 году на сцене Польского театра в Познани, где продержался в течение одного сезона.

С 1900 года он изучал драматическое искусство в студии дикции и декламирования при Варшавском музыкальном обществе (WTM).

В 1901—02 выступал на театральной сцене в Лодзи.

В 1906 году много путешествовал, прежде всего по Украине и России (Подолье), где присматривался к людям, их повадкам и поведению. Эти наблюдения стал использовать в своей актёрской игре.

С 1907 по 1909 выступал в Польском театре в Познани, затем в Берлине. Здесь он знакомится с актёром Альбертом Бассерманом, оказавшем значительное влияние на молодого Казимежа: теперь он начинает более тщательно отбирать роли и готовиться к ним.

С 1909 по 1911 играл у Александра Зельверовича в Лодзи, став вскоре одним из ведущих актёров польского театра.

В 1912 г. играл в Словацком театре в Кракове. В том же году переехал в Варшаву, где играл на различных театральных подмостках (в том числе в Польском театре, Театре эстрады, Национальном театре).

Он был актёром, для которого игра была наиважнейшей ценностью. Имея отличные внешние данные, характерный голос, играл в основном людей сильных — руководителей, старших и высших офицеров, правителей или тиранов. Хорошо себя чувствовал и в легком жанре. Он был мастером индивидуализации. Пытался заняться также и театральной режиссурой.

Кино

С кинематографом связал свою жизнь еще в 1902 году, появившись на экране в нескольких короткометражках пионера польского кинематографа Казимира Прушинского. Таким образом, он сам оказался у истоков возникновения нового вида искусства, став одним из первых киноактеров Польши. Был востребованным актёром, снимался очень много, по несколько киноролей в год.

Несмотря на высокое положение, которого достиг в польской кинематографии, был не очень удобен польским кинодельцам, так как позволял себе критиковать польскую кинопромышленность: доставалось всем - продюсерам, сценаристам и режиссёрам: за отсутствие профессионализма в работе и безоглядное копирование заграничных кинолент. В 1921 году хотел бросить всё и уехать в Германию по подвернувшемуся контракту, но из-за господствовавшего в ту пору в киноиндустрии кризиса, переговоры с немецкой кинофирмой не достигли успеха.

Юноша-Стемповский был самым высокооплачиваемым актёром довоенного польского кино, и как сам признавался - в фильмах играл исключительно из финансовых соображений.

Годы оккупации

Его поведение во время гитлеровской оккупации до сих пор не полностью раскрыто и по прежнему вызывает много споров. После начала войны, которая застала его на гастролях в Вильнюсе, вернулся в Варшаву. Он был критически настроен к сентябрьской кампании, в частности обвинил поляков в доведении страны до случившейся оккупации.

Сначала работал барменом в кафе «Фрегат» и «Золотая утка». В течение некоторого времени был хозяином собственного кооперативного ресторанчика «Знахарь» (назвал его в честь самого популярного своего киногероя из одноименного фильма), где официантами у него трудились бывшие коллеги по театральной сцене, среди прочих Мария Гелля (Maria Gella), Анна Ярачувна (Anna Jaraczwna) и Мечислав Милецкий (Mieczysaw Milecki). С августа 1940 года играл в польских театрах (например Театре комедии), но под немецким руководством. Сдавал в аренду комнату немецкому офицеру в чине полковника, начальнику Главного варшавского вокзала, был частым гостем за его столом.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ