Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Юран, Кретьен

Юран, Кретьен

Музыка

16 февраля 1790 - 02 ноября 1845

Юран французский скрипач, альтист и композитор немецкого происхождения


Кретьен Юран (фр. Chrtien Urhan; 16 февраля 1790 года, Монжуа, близ Экс-ла-Шапель 2 ноября 1845 года, Париж) французский скрипач, альтист и композитор немецкого происхождения.

Игре на скрипке учился у отца, самостоятельно осваивал другие инструменты. В 1804 с успехом выступил в Экс-ла-Шапель, где его исполнение услышала императрица Жозефина и порекомендовала ему отправиться в Париж. Во французской столице Юран стал музыкантом в оркестре Жана-Франсуа Лесюэра и совершенствовался у него как скрипач. В 18071815 он играл в оркестре Королевской капеллы, а с 1814 в оркестре Парижской оперы, где в 1823 стал концертмейстером. С 1827 Юран органист церкви Сен-Венсан-де-Поль, с 1828 руководитель Общества концертов Консерватории. Юран был известен как блестящий импровизатор на разных инструментах (в том числе на скрипке-альте скрипке с добавлением пятой струны до, как у альта), а также как альтист-виртуоз. Выступал как солист и камерный музыкант в ансамбле с Ференцем Листом и Фредериком Шопеном, в струнных квартетах Байо (в 18241837) и Антона Борера (18301831), принимал участие в парижских премьерах поздних квартетов Бетховена. По просьбе Гектора Берлиоза Юран исполнил партию солирующего альта на первом исполнении симфонии «Гарольд в Италии», а Джакомо Мейербер написал специально для него соло виолы д’амур в первом действии своей оперы «Гугеноты».

Юран один из первых в истории сольных исполнителей на альте. Он популяризировал у французской публики произведения Баха, Генделя, Бетховена и Шуберта, часто исполняя их в концертах. Среди его собственных сочинений два «Романтических квинтета» для двух скрипок, двух альтов и виолончели, фортепианные работы в две и четыре руки, романсы и др.

Литература

  • Юзефович В. Кретьен Уран — первый исполнитель партии альта в «Гарольде» Берлиоза // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. — Вып. 4. — M., 1967.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ