Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Янова, Вера Павловна

Янова, Вера Павловна

Живопись

21 сентября 1907 - 13 сентября 2004

российский художник, живописец


Вера Павловна Янова (1907—2004) — российский художник, живописец.

Предвоенные годы

Вера Павловна Янова родилась 21 сентября 1907 года в г. Влоцлавске Варшавской губернии, где её отец, П. Н. Янов, инженер-путеец, работал на строительстве железнодорожного моста. Братья Яновой — известный фотокорреспондент ТАСС Н. П. Янов (1903—1982), и художник К. П. Янов (1905—1996). Семья вернулась в Петроград в 1915 году.

В. П. Янова училась в Александровской женской гимназии (11-я трудовая школа; в настоящее время школа № 211); затем на архитектурном факультете в Институте гражданских инженеров (ЛИСИ); одним из её педагогов был Н. А. Тырса.

В 1927 году вышла замуж за художника Георгия Николаевича Траугота (1903—1961), игравшего заметную роль в военной и послевоенной художественной жизни Ленинграда. После окончания Академии Художеств Г. Н. Траугот работал как живописец и как график, входил в художественное общество «Круг художников». На протяжении жизни Г. Н. Траугот и В. П. Янова поддерживали творческое содружество с «круговцами» — А. И. Русаковым, Г. М. Неменовой, Т. И. Купервассер, Н. Д. Емельяновым. В довоенные годы Траугот и Янова поддерживали дружеские отношения с художником Владимиром Лебедевым, с поэтом Даниилом Хармсом.

С конца 1920-х гг. В. П. Янова начинает постоянно работать, как живописец. Вместе с Г. Н. Трауготом она ездит на этюды и в творческие командировки. Её работы тридцатых годов довольно близки творчеству Г. Н. Траугота. Уверенный точный рисунок, внимание к мотиву, сдержанный суховатый цвет отличают её работы этого времени, в большинстве — пейзажи, также она пишет ряд работ на колхозные темы.

Блокада

Во время блокады Ленинграда Янова оставалась в Ленинграде. Довоенный адрес Яновой: П. С., Большая Пушкарская ул., д. 3, кв. 6. В. П. Янова дежурила в бригаде, гасившей фугасные бомбы. В блокаду она близко сдружилась с двумя другими художницами — Т. Н. Глебовой и А. В. Щекатихиной-Потоцкой.

Блокадный цикл Яновой, графический и живописный, включает в себя городские пейзажи, автопортреты, портреты. В блокадном цикле основные цвета в её гамме — серый, чёрный и красный, но в них вполне раскрывается колористическое дарование Яновой, его удивительная сила и своеобразие.

Послевоенные годы

Сразу после войны художница, деятельный и волевой человек, точно определяет свой путь: она так и не вступает в члены СХ, и отказывается от участия в выставках. Её выбор необычен полным отказом от публичного признания. Художница отказывалась, одновременно, и от компромисса, неизбежного при её вступлении в секцию живописи партийного ЛОСХа, и от какой-либо причастности к андеграунду, существующему в оппозиции к режиму. Творчество Яновой с конца 1920- х гг. представало лишь на суд круга знакомых художников, начавших работу в то же время,что и она.

Путь в искусстве, сознательно избранный художницей, дал возможность её зрителям 21 века увидеть, каким могло бы быть русское искусство этого времени, лишённое давления социалистического реализма, требовавшего от художника "отображения действительности с партийной точки зрения." Высказывалось мнение, что живопись Яновой не имеет аналогов в русском искусстве 1940-1950-х гг., и первая выставка Яновой в Русском музее "могла бы переписать историю искусства XX века — как локальную, ленинградскую, так и большую, советскую."

Ближний круг

В сороковые-пятидесятые годы творчество Яновой было значимой частью жизни круга творческой интеллигенции, сохранявшей связи с искусством довоенного Ленинграда: это были художники Н. М. Суетин, А. А. Лепорская, В. В. Стерлигов, Т. Н. Глебова, П. И. Басманов, М. П. Басманова,П. М. Кондратьев, , Р. Р. О`Коннель-Михайловская, Г. Д. Епифанов, а также астрофизик Н. А. Козырев, поэт В. Д. Кошелев, поэтесса и музыкант Л. Н. Глебова, музыкант М. С. Друскин. Разговоры об искусстве, проходившие в этом кругу и имеющие важное значение для ленинградской послевоенной культуры, описаны в дневниках и записях Г. и А. Траугота, В. Стерлигова, М. В. Войцеховского, философа Я. С. Друскина. Вкус этого круга отразился в записях обсуждений и бесед, записанных их участниками: это, прежде всего, музыкаИ. С. Баха; поэзия А. И. Введенского, поэзия А.С. Пушкина и его, в том числе старших, современников; древнерусское искусство; живопись П. Пикассо и А. Матисса.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ