Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ясевич-Бородаевская, Варвара Ивановна

Ясевич-Бородаевская, Варвара Ивановна

Активисты

российская революционерка и правовед, исследовательница старообрядчества и сектантства, действительный член Русского географического и Петербургского религиозно-философского обществ, Юридического общества при Петербургском университете


Варвара Ивановна Ясевич-Бородаевская (1861—1920) — российская революционерка и правовед, исследовательница старообрядчества и сектантства, действительный член Русского географического и Петербургского религиозно-философского обществ, Юридического общества при Петербургском университете.

Биография

Бородаевская Варвара Ивановна (вторая фамилия Ясевич — от мужа Льва Ясевича), родилась в 1861 году (точная дата неизвестна) в Екатеринославской (или Херсонской) губернии в дворянской семье. Отец был военнослужащим императорской армии в звании майора.

В 1883 году — была слушательницей Высших женских курсов в Петербурге.

В начале 1880 года проживала в Петербурге, участвовала в деятельности литературных кружков, где познакомилась с А. С. Пругавиным и под его влиянием занялась изучением раскола.

Летом 1883 года проживала с братьями Пругавиными и Н. Златовратским в селе Добрынском Владимирской губернии, обращая на себя внимание стремлением сблизиться с крестьянами (что для дворянки того времени было достаточно необычным).

Осенью 1883 года выехала за границу. В ноябре того же года общалась в Женеве с членами «Группы „Освобождения труда“» и оказала группе небольшую финансовую помощь, а также получила их издания для провоза в Россию.

В декабре 1883 года вернулась из-за границы и временно проживала в Москве.

В этом же году в газете «Русские Ведомости» выходит её первая статья на тему сектантства, описывающая движение шалопутов на юге Украины. После выхода этой статьи Ясевич-Бородаевская неоднократно печаталась в прессе и выступала с научными докладами.

По распоряжению департамента полиции от 5 марта 1884 года была подчинена негласному надзору в связи с подозрением в революционной деятельности.

В 1885 году перебралась на родину, в Екатеринослав, где служила в губернской земской управе. Поддерживала отношения с народовольцами, считалась невестой Л. Ф. Ясевича. На её квартире, в октябре 1885 года, происходило одно из заседаний екатеринославского народовольческого съезда, в дела которого она, однако, не была посвящена.

В январе 1886 года уехала в Париж, где и вышла замуж за Ясевича.

Весной 1887 года переехала из Парижа в Швейцарию. После выдачи Ясевича австрийскими властями русскому правительству, получив разрешение, приехала в 1888 году в Петербург.

В мае 1889 года подаёт прошение об отдаче ей на поруки арестованного мужа, в июне того же года прошение о его помиловании.

В 1890 года полицейский надзор за нею прекращен, вследствие прекращения революционной деятельности.

Впоследствии Ясевич-Бородаевская стала известной исследовательницей народных религиозных движений в России. В 1919—1920 гг. жила в Петрограде.

Умерла летом 1920 года.

Борьба за веру

Варвара Ивановна Ясечич-Бородаевская оставила свой след в истории, прежде всего, как активный исследователь старообрядчества и русского сектантства, написавшая на эту тему труд «Борьба за веру: историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии», вышедший в Санкт-Петербурге в 1912 году.

Данный труд представляет собой ценный источник по истории старообрядчества и сектантства в России в XIX — начале ХХ вв., в котором собраны разнообразнейшие материалы, касающиеся социального и правового положения религиозных течений христианства Российской империи, преследуемых властями и господствующей церковью. В книге на основе документов характеризуется уклад жизни сектантов и старообрядцев, их обычаи и традиции. Ценность данного труда заключается в том, что Ясевич-Бородаевская при его написании пользовалась не только архивными источниками, но в течение целых 25 лет непосредственно находилась в тесном общении с раскольниками и сектантами, исследуя их быт и мировоззрение.

Ясевич-Бородаевская в своём труде открыто симпатизирует многим религиозным группам, таким, как хлысты, молокане, малёванцы, штундисты, шалопуты, старается показать читателю их историческое и культурное значение и рассматривает возникновение сектантства в России как результат внутреннего развития народного духа, когда на смену традиционной религиозной идеологии приходят новые формы духовного творчества.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ