Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Ястржембский, Андрей Станиславович: биография

С 17 лет зарабатывал уроками, а по случаю переписи населения или выборов подрабатывал счётчиком в статистическом отделе Городской управы. В 1914—1915 — практикант, затем техник службы распределения тока Московской городской железной дороги, в 1915—1916 — токарь на московском заводе «Динамо» (последняя работа помешала Ястржембскому вовремя внести плату за обучение, поэтому чуть не стоила ему отчисления из училища и, возможно, отправки на фронт, хотя именно училищем он был командирован на завод и работал на нужды обороны).

В августе 1918 Ястржембский окончил Московское высшее техническое училище и в ноябре того же года получил первые официальные должности преподавателя: математики — в московской школе № 126 и, одновременно, термодинамики — в первом московском Политехникуме.

Научная и педагогическая деятельность

До 1922 Ястржембский преподавал термодинамику в первом московском Политехникуме и на созданном из него в 1920 рабфаке МВТУ. Одновременно, в 1920—1921 — инженер службы тяги Московско-Казанской железной дороги, а также, с 1920 — преподаватель термодинамики на Московских высших технических курсах НКПС (с 1921 — заместитель декана тягового факультета), влившихся позднее в Московский институт инженеров транспорта (1924), где Ястржембский продолжил преподавательскую деятельность (с 1927 — декан; с 1930 — заместитель начальника института по учебной и научной части). В ноябре 1923 получил также должность преподавателя в ВВИА (на тот момент — Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского), фактически вступив таким образом в ряды РККА (официально — приказом Реввоенсовета 1926).

В результате необоснованных обвинений Ястржембский в августе 1937 был снят с работы в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ) имени Ф. Э. Дзержинского (один из вузов, на которые в 1931 разделился МИИТ), дело разбиралось в НКПС, после чего все приказы относительно этого увольнения были отменены (декабрь 1938). Несмотря на восстановление в должности и званиях (в том числе почётного железнодорожника), Ястржембский вскоре оставил МЭМИИТ, посвятив дальнейшую научно-педагогическую деятельность почти исключительно ВВИА (в 1925—1946 — Военно-воздушная академия РККА имени профессора Н. Е. Жуковского): с 1940 — начальник учебного отдела, с 1947 — начальник кафедры технической термодинамики. В 1941—1943 был одним из организаторов перебазирования академии в Свердловск и возвращения её обратно в Москву, налаживал учебный процесс в условиях военного времени и эвакуации.

Научные труды и учебники Ястржембского (всего свыше 40), по которым учились многие поколения советских и зарубежных инженеров, обобщили обширный научно-методический опыт, позволивший Ястржембскому создать и возглавить оригинальную научно-методическую школу. Его учебник «Двигатели внутреннего сгорания» в 1929—1935 издавался 5 раз, в том числе на узбекском языке, а учебник «Техническая термодинамика» в 1926—1960 — 11 раз, в том числе на чешском и китайском языках. В 1952—1960 Ястржембский редактировал «Научно-методические сборники» ВВИА. Более двадцати лет (до 1964) являлся членом и председателем Экспертной комиссии по теплотехнике при ВАКе Министерства высшего и среднего специального образования СССР; участвовал в работе Комиссии по технической термодинамике при Академии наук СССР.

В 1960 ушёл в отставку по болезни, с правом ношения военной формы, после чего продолжал научную и педагогическую деятельность. Монументальный итоговый труд Ястржембского «Термодинамика и история её развития» (М.; Л., 1966) был издан специально к Всемирной выставке в Монреале (1967).

Нграды

За успехи в подготовке квалифицированных кадров и службу в Советской армии Ястржембский был награждён орденом Ленина (1949), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1956), орденом Трудового Красного Знамени (1936), орденом Красной Звезды (1944) и многими медалями, в том числе «За победу над Германией» (1945) и «В память 800-летия Москвы» (1947).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ