Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Ястржембский, Николай Феликсович: биография

После этого Ястржембский стал читать курс лекций по проблемам путей сообщения, а в 1837—1838 гг. при содействии Е. Ф. Канкрина издал «Курс практической механики» в двух томах, который являлся первым учебным пособием на русском языке для подготовки техников-механиков. В основу курса лёг «Курс механики, применённой к машинам» французского механика Ж.-В. Понселе, который был Ястржембским существенным образом переработан с учётом профиля своего института и дополнен новыми важными разделами «О движении машин вообще», «О движителях», «Об исполнительном механизме», «О сопротивлении строительных материалов». В частности, в последнем разделе Ястржембский выполняет расчёты цилиндрических и призматических деталей на прочность и жёсткость при растяжении-сжатии, изгибе и кручении, выступая основоположником теории сопротивления материалов в России: все позднейшие российские учебники по сопротивлению материалов восходят к этому разделу «Курса практической механики». В результате курс Ястржембского стал вполне оригинальным учебником, подобного которому в России ещё не было; за него автор получил в 1839 году престижнейшую Демидовскую премию.

Ястржембскому принадлежит ряд научных статей, опубликованных в «Журнале путей сообщения»: «Влияние способа прикрепления цепей на сопротивление устоев висячих мостов» (1835), «Общая теория движения машин» (1838), «Выводы из опытов над трением, произведённых Мореном» (1839), «О построении мостовых арок из чугуна» (1840) и др.

В 1840 году Н. Ф. Ястржембский впервые ввёл в Технологическом институте преподавание курса построения машин в качестве самостоятельной учебной дисциплины, а в свои лекции, читавшиеся в Институте Корпуса инженеров путей сообщения, он включил новый раздел, посвящённый построению машин. В 1846 году им был составлен — как пособие к преподаванию практической механики в Институте Корпуса инженеров путей сообщения и Строительном училище — «Атлас образцовых механических устройств», содержавший собрание чертежей различных механизмов и машин на 100 листах и сведения, нужные для построения машин.

В том же году Ястржембский издал ещё один двухтомный курс «Начальные основания общей и прикладной механики», в первом томе которого излагались общие начала механики, во втором — вопросы, касавшиеся устройства и принципов работы технологических машин (в частности, прессов, насосов, лесопилок и мукомольных мельниц). В своём изложении он трактует машину как систему связанных между собой материальных точек, к которым применяет закон передачи работ. В этом курсе, кстати, Ястржембский одним из первых в русской научной литературе по механике использует термин «работа» (чуть раньше — в 1837 г. — это сделал П. П. Мельников), в то время как в «Курсе практической механики» он использовал термины «количество действия» и «момент». В данном курсе также содержится первое в научно-технической литературе упоминание об электричестве как потенциальном двигателе: Ястржембский предсказывает создание электродвигателя, которому, по мнению учёного, суждено со временем занять ведущее место в фабричной промышленности.

Публикации

  • Ястржембский Н. Ф.  Курс практической механики. Ч. 1. — СПб.: Типография Конрада Вингебера, 1837. — xii + 560 с.
  • Ястржембский Н. Ф.  Начальные основания общей и прикладной механики. Ч. 1. — СПб., 1846. — 391 с.
  • Ястржембский Н. Ф.  Начальные основания общей и прикладной механики. Ч. 2. — СПб., 1846. — 371 с.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ