Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Блауберг, Игорь Викторович

Блауберг, Игорь Викторович

Философы

16 декабря 1929 - 23 мая 1990

советский философ и методолог науки, один из создателей и лидеров системного движения в СССР, специалист по философии и методологии системных исследований


Игорь Викторович Блауберг (16 декабря 1929, Винница, УССР, СССР — 23 мая 1990, Москва, СССР) — советский философ и методолог науки, один из создателей и лидеров системного движения в СССР, специалист по философии и методологии системных исследований.

Вместе с В. Н. Садовским и Э. Г. Юдиным создал научную школу "Философия и методология системных исследований"

Биография

Родился 16 декабря 1929 года в Виннице.

В 1953 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, а в 1956 году аспирантуру при этом факультете.

В 1956—1958 годы работал в Ленинском районном комитете ВЛКСМ Москвы,

В 1958—1966 годы — сотрудник журнала "Вестник философии", заместителем заведующего отделом, с 1963 года — ответственный секретарь журнала.

В 1963 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «О категориях целого и части в марксистской философии».

В 1966—1967 годы — старший научный сотрудник Института философии АН СССР.

В 1967—1978 годы — заведующий группой, затем — заведующий сектором системного исследования науки ИИЕТ АН СССР.

С 1978 и до конца жизни — заведующий лабораторией "Системный подход и междисциплинарные исследования" ВНИИСИ ГКНТ.

В 1983 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Философско-методологические проблемы системного исследования».

Основные положения системного подхода И. В. Блауберга

Опираясь на сочинения Аристотеля, Шеллинга, Гегеля и других классиков философии, И. В. Блауберг сформулировал следующие главные антиномии целостности: 1) Положение: целое есть сумма частей. Противоположение: целое больше суммы частей. 2) Части предшествуют целому. Целое предшествует частям. 3) Целое причинно обусловлено частями. Целостный подход противоположен причинному и исключает его. 4) Целое познается через знание частей. Части, как продукт расчленения целого, могут познаваться лишь на основе знания о целом.

Заслуга И. В. Блауберга состоит не только в том, что он четко сформулировал эти антиномии и в ряде своих работ провел их детальный анализ — он аргументированно показал, как возможно преодолеть эти антиномии.

Основные положения системного подхода И. В. Блауберга, уточняются через данные им конкретные определения понятий целого, целостности, системы и установление взаимоотношений между ними. Целое (whole, das Ganze, le tout) — конкретный объект, обладающий интегративными («эмерджентными») свойствами. С гносеологической точки зрения интегративность выступает как результирующая обобщающей функции понятия целостности, связанной с уже познанными особенностями сложноорганизованных объектов. Целостность (wholeness, die Ganzeit, la integrite) — представления о полноте хвата явления и вместе с тем о сущности интеграции, процессах новообразования, структурных уровнях, иерархической организации процессов и явления и т. п., существующие в каждый данный момент в философском и научном познании. Это — фон, на котором развертывается познание целостных объектов, ориентир познавательной деятельности. Эту функцию понятие целостности выполняет в силу того, что оно имеет своеобразную двуслойную структуру, включая в себя не только актуальное, но и потенциальное знание. Система (system, das System, systeme) — понятие, которое служит для воспроизведения в знании целостного объекта с помощью специфических принципов, определенных понятийных и формальных средств; как правило, это воспроизведение осуществляется с определенной практической направленностью (например, в связи с задачами управления). Следует иметь в виду, что изображение целостного объекта (целого) в виде системы не является единственно возможной формой его отображения в знании, поскольку могут существовать, скажем, структурное, функциональное, структурно-функциональное, поэлементное и другие его изображения.

Используя эти определения, утверждает И. В. Блауберг, легко установить взаимоотношения целого к целостности и системы к целостности. Целое — это конкретный объект (класс объектов), в котором на основе применения соответствующих исследовательских процедур обнаружено наличие интегративных свойств. Таким образом, понятие целого формулируется как результат применения понятия целостности и связано с осуществлением познавательной деятельности, а не является изначальной характеристикой объекта самого по себе. Поэтому столь важным этапом в развитии любой науки становится выработка в ней адекватных представлений об изучаемом объекте как целом. Что же касается взаимоотношения системы и целостности, то, по мнению И. В. Блауберга, понятие системы всегда описывает целое и неразрывно с ним связано и тем самым связано и с понятием целостности. Целостность же не исчерпывается системным описанием в силу неформализуемости этого понятия.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ