Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Богдо-гэгэн VIII

Богдо-гэгэн VIII

Монархи

восьмой Халха-Джебцзундамба-хутухта, глава буддистов Монголии


Нгаванг Лобсанг Чокьи Ньима Тензин Вангчуг (монг. Агваанлувсанчойжиннямданзанванчг, тиб. , Вайли: ngag dbang blo bzang chos kyi nyi ma bstan 'dzin dbang phyug; 1869, Лхаса — 17 апреля 1924, Урга), Богдо-гэгэн VIII — восьмой Халха-Джебцзундамба-хутухта, глава буддистов Монголии. Богдо-хан, теократический правитель Монголии (1911—1921), монарх Монголии с ограниченными правами (1921—1924). Первый и последний великий хан независимой Монголии с конца XVII века.

Богдо-гэгэны
1. Дзанабадзар (1635—1723)
2. Дамбийдонмэ (1724—1757)
3. Ишдамбийням (1758—1773)
4. Жигмэджамц (1775—1813)
5. Дамбийжанцан (1815—1841)
6. Чойжижалцан (1842—1848)
7. Пэрэнлайжамц (1849—1869)
8. Данзанванчуг (1869—1924)
9. Чойжижанцан (1932—2012)

Биография

Ранние годы и признание

Богдо-гэгэн VIII родился в 1869 году в семье тибетского чиновника спустя год после смерти своего предшественника, Богдо-гэгэна VII. Первые годы жизни он провёл с матерью в лхасском дворце Далай-ламы, Потале. Официальное признание мальчика новым Богдо-гэгэном состоялось в Потале при участии Далай-ламы XII и Панчен-ламы. В 1873—1874 годах из Монголии в Лхасу отправилась большая торжественная процессия, в том числе и российские бурятские ламы, чтобы сопроводить хубилгана в Монголию. В 1875 году Богдо-гэгэн VIII благополучно прибыл в Ургу.

Через несколько месяцев юный Богдо был представлен монгольскому народу, знати и духовенству, однако он «…не стал игрушкой в руках лам, а наоборот, держал их в своих руках. С юных лет он мечтал если не восстановить великое царство Чингисхана, то хотя бы освободить Монголию от китайцев и сделать самостоятельной. Удельные князья боялись его, народные массы любили».

Противостояние с цинской администрацией Урги

По прошествии всего лишь пяти лет после приезда в Ургу из Тибета, в десятилетнем возрасте, Богдо-гэгэн начал проявлять беспокойство по поводу засилья в столице китайских торговцев, опираясь на старинный обычай удалённости монастырских построек от мира и всего мирского. В 1882 году он предоставил на имя цинского императора Гуансюя доклад, в котором уведомил, что, если китайский торговый квартал не переедет за город, то сам Богдо-гэгэн перенесёт свою ставку из Урги в Эрдэни-Дзу. Цинские власти пошли на уступки и удалили торговцев от монастыря (характерно, что русские торговые постройки остались на своих местах).

Богдо-гэгэн скрыл в своём дворце своего старого учителя, отказавшись выдать его для суда цинской администрации; активно протестовал против повышения налогов ургинским амбанем Дэ Лином, отказывался от встречи с ним и в конце концов добился его отставки, несмотря на его пекинскую протекцию. Есть сведения, что молодой Богдо-гэгэн, новый энергичный лидер буддийской Монголии, спровоцировал даже попытки покушения на его жизнь со стороны имперских властей, имевшие место в 1900-х годах

Конфликт вокруг визита Далай-ламы XIII

По сообщениям европейцев, опиравшимся на слухи, Богдо-гэгэн недолюбливал и нового Далай-ламу XIII, что проявилось в 1904 году, когда тот прибыл из Тибета в Халху, спасаясь от оккупации Лхасы британским экспедиционным корпусом Янгхасбенда. «…За время пребывания Далай-ламы в Урге между ним, его двором и хутухтой с двором последнего шли непрерывные недоразумения» Указывали, что Богдо-гэгэн не участвовал в церемонии встречи Далай-ламы в Урге, ни разу не навестил его за всё время его пребывания в халхаской столице, и распорядился выставить из подведомственного ему ургинского монастыря подготовленный для него трон, сочтя его более почётным, нежели свой, чем спровоцировал возмущение тибетцев. Ф. И. Щербатской приводит сообщение некоего китайца, что Богдо-гэгэн даже провёл специальный тантрический ритуал изгнания («грэм»), направленный на выдворение Далай-ламы из столицы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ