Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Борисихин, Юрий Сергеевич

Борисихин, Юрий Сергеевич

Путешественники

30 января 1944 - 25 апреля 2015

советский и российский путешественник, журналист и общественный деятель


Юрий Сергеевич Борисихин (30 января 1944 — 25 апреля 2015) — советский и российский путешественник, журналист и общественный деятель. Участник полярной экспедиции газеты «Советская Россия». Президент Урало-Сибирской федерации ассоциаций, центров и клубов ЮНЕСКО (1991-2015), казначей Всемирной федерации ассоциаций, центров и клубов ЮНЕСКО (2003-2015).

Биография

Родился в селе Коптелово, Алапаевского района, Свердловской области в 1944 году. В 1961 году закончил Коптеловскую среднюю общеобразовательную школу. С 1969 года, после окончания факультета журналистики Уральского государственного университета, работал в газете «Красный боец», журнале «Уральские нивы» и областной газете «Уральский рабочий». В 1976 году стал заведующим отдела публицистики журнала «Уральский следопыт» и принял участие в ряде экспедиций в горах Приполярного Урала. Во время экспедиции 1979 года, как первовосходитель на одну из самых высоких безымянных вершин Приполярного Урала, получил право дать ей имя, и так на карте появился пик «Уральский следопыт».

Полярная экспедиция

В 1982—1983 годах Юрий Борисихин стал участником полярной трансконтинентальной экспедиции газеты «Советская Россия». Путешественники преодолели путь длиною около 10 000 км, двигаясь на собачьих упряжках на запад вдоль арктических берегов России, от села Уэлен, самого восточного населённого пункта страны, до Мурманска. Экспедиция продлилась восемь месяцев, три из которых путешественники прошли в условиях полярной ночи. При этом участники экспедиции не пользовались для ночёвок палатками, а спали вместе с собаками на открытом воздухе, зарываясь, по возможности, в снег. Эта полярная экспедиция, посвящённая 60-летию образования СССР, стала уникальной по протяжённости своего маршрута и по сочетанию неблагоприятных для путешественников факторов природной среды.

Помимо Борисихина, которому, как корреспонденту журнала «Уральский следопыт», поручили вести кинофотосъёмку и писать отчёты о ходе экспедиции, в маршрутный отряд вошли ещё пять человек: руководитель Сергей Соловьев, штурман Павел Смолин, радист Владимир Карпов, врач Владимир Рыбин и каюр Филипп Ардеев. Как и Борисихин, все участники были из Свердловска, за исключением Ардеева, который родился и вырос в Арктике и его богатый опыт в управлении ездовыми собаками был особенно ценен для экспедиции.

Кроме маршрутного отряда в шесть человек, в экспедиции было и два вспомогательных отряда по три человека в каждом, которые не участвовали в самом переходе, но поддерживали радиосвязь с основным отрядом и обеспечивали подготовку продовольствия в базовых лагерях экспедиции, разбитых в Уэлене, Чокурдахе, Хатанге, Амдерме и Мурманске. Они, как и члены маршрутного отряда, также прошли двухлетнюю подготовку к этой экспедиции, и выполняли функцию дублёров, готовых, в случае необходимости, заменить кого-либо из участников основного отряда.

6 ноября 1982 года, в канун 65-летней годовщины Октябрьской революции, путешественники, на шести собачьих упряжках с полярными лайками, вышли из Уэлена. Основной научной целью экспедиции были медико-биологические исследования изменения состояния человеческого организма в условиях длительного высочайшего нервного и физического напряжения, что было обусловлено экстремальными условиями многомесячного перехода. «Ваша главная задача — выжить! И если при этом вам удастся пройти хотя бы половину маршрута, это будет научный подвиг», — напутствовал путешественников перед отъездом из Свердловска председатель президиума УНЦ АН СССР академик С. В. Вонсовский.

С самого начала членам экспедиции пришлось преодолеть немало трудностей. Температура воздуха достигала 48 °С при скорости ветра до 25 метров в секунду, что соответствует 72 °С по шкале жёсткости погоды. Снежный наст не выдерживал тяжело нагруженных нарт и путешественникам часто приходилось вытаскивать провалившиеся в снег нарты, что резко снизило скорость экспедиции. Для недопущения срыва графика экспедиции члены маршрутного отряда приняли решение облегчить вес нарт, отказавшись от палаток, спальных мешков и горячего питания.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ