Адамьянц Тамара Завеновна (род. 8 ноября 1943) — доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.
Российский социолог, исследующий коммуникационные процессы; продолжает семиосоциопсихологическое научное направление, начатое российским ученым Т. М. Дридзе.
Председатель Исследовательского комитета «Социальная коммуникация, социальное участие и интерактивные масс-медиа» Российского общества социологов (РОС).
Заслуженный деятель Российского общества социологов (РОС).
Член Союза журналистов.
Автор блога на сайте Института социологии РАН, посвященный проблемам социальной коммуникации
Автор персонального сайта «Понимание и взаимопонимание»
Автор книги для детей: Адамьянц Т. З. Добрая книга для чтения и обсуждения с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007.
Биография
Адамьянц Тамара Завеновна родилась 8 ноября 1943 года в городе Макеевке Донецкой области на территории советской Украины. Там же закончила среднюю школу с золотой медалью.
С 1962 по 1967 год училась на факультете журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Специальность по диплому — журналист, литературный редактор.
В 1981 году на факультете журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Факторы эффективности документализма в радио-и телевизионной журналистике»; присуждена ученая степень кандидата филологических наук.
С 1979 по 2000 год работала во (Всесоюзном) Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания (старший методист; ст. преподаватель; зав. научно-исследовательской лабораторией; профессор).
В 1998 году в Институте социологии РАН защитила докторскую диссертацию на тему «Телекоммуникация в социальном проектировании информационной среды»; присуждена ученая степень доктора социологических наук.
В 2006 году присвоено ученое звание профессора.
С 2001 года и по настоящее время работает в Институте социологии РАН в должности главного научного сотрудника. Основная сфера изучения и анализа — социальная коммуникация и взаимодействующий с нею человек. В качестве визитинг-профессора сотрудничала с социологическим факультетом Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) и с Государственным университетом управления (ГУУ).
Была руководителем ряда научно-исследовательских проектов: в рамках Федеральной целевой программы; поддержанных РФФИ; плановых научно-исследовательских семинаров для ИС РАН. В настоящее время руководит двумя проектами (ИС РАН и РФФИ).
Имеет большое число научных публикаций: монографий, учебных пособий, методических разработок, научных статей в рецензируемых изданиях. Значительной вехой в своей научно-творческой жизни считает также «Добрую книгу для чтения и обсуждения с детьми старшего дошкольного возраста», с авторскими стихотворениями и методическими рекомендациями по развитию навыков понимания смысла воспринятых произведений у детей.
Область научных интересов
- семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации
- социально значимые процессы в системе человек — информационная (социокультурная) среда
- понимание и взаимопонимание
- смысл
- метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа
- социоментальные группы
- коммуникативные навыки и способы (методы) их развития
- социоментальное развитие личности
- развитие личности ребенка
- развитие личности школьника
- духовно-нравственное воспитание
Награды и премии
- Заслуженный деятель Российского общества социологов (РОС)
- Золотая медаль Российского общества социологов (РОС)
Научная деятельность
Диссертации:
- Факторы эффективности документализма в радио-и телевизионной журналистике (кандидат филологических наук, МГУ, факультет журналистики, 1981 год)
- Телекоммуникация в социальном проектировании информационной среды (доктор социологических наук, Институт социологии РАН, 1998 год)