Арон Абрамович Брудный (1932 - 2011) - советский и киргизский психолог и философ; доктор философских наук, профессор.
Биография
Родился в семье врача. Проучился год в медицинском институте во Фрунзе, затем поступил в Ленинградский медицинский институт и параллельно учился в экстернате на отделении философии историко-философского факультета Киргизского государственного университета. Затем окончил и аспирантуру по философии (в ИФ АН СССР, 1957) и аспирантуру по физиологии животных и человека. В 1960 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук «Теория отражения Теодора Павлова».
Работал в АН Киргизии (1959—1998), где в 1970 году защитил докторскую диссертацию на тему «Язык, сознание и действительность». С 1972 года — профессор философии медицинского института во Фрунзе. В 1974—1978 читал спецкурсы по социальной психологии на Факультете психологии МГУ.
Заведовал отделом комплексного исследования человека ИФ АН Киргизии (1984—1998), с 1994 г. — заведующий кафедрой психологии и философии Киргизско-российского славянского университета, также возглавлял Психологическую лабораторию Американского университета в Центральной Азии.
Член-корреспондент Национальной Академии Наук Киргизии(1988), заслуженный деятель науки (1994), лауреат Государственной премии Киргизии (1996). Его работы переведены на семь языков.
Семья
Отец — Абрам Львович Брудный, мать — Людмила Андреевна Брудная.
Основные идеи
А. Брудный сначала занимался психолингвистикой, но главные работы написал по вопросам понимания.
Основные концепции были разработаны А.Брудным в рамках созданного им направления «радикальной психологии» (от латинского — radicalis — коренной). Основным специфическим для человека психическом процессом выступает понимание, которое однако рассматривается не только с чисто когнитивистских позиций, но подразумевает и бессознательные архетипические компоненты. Человек, в этой парадигме рассматривается, как результат исторического процесса, поэтому «индивидуальное бытие всегда включает иррациональные элементы». Философским основанием радикальной психологии является экзистенциализм, поэтому в её рамках существование важнее сущности, и оно зависит не от процессов производства, от его продуктов.
Движущей силой развития общества является стремления освободиться от труда, особенно от труда, изнуряющего и однообразного. Люди в любом обществе, прежде всего, связаны между собой взаимодействием социо-биологическим (половой отбор) и информационно-семиотическим (культура). Экзистенциальные блага (жизнь, надежды, любовь, милосердие, удача, дети, воспоминания и сны индивида), составляют содержание индивидуального существования, в отличие от материальных благ, которые являются только его условием. Согласно радикальной психологии, экзистенциальные блага обуславливают неповторимость личности.
Три поля понимания
А.Брудный различал три поля понимания, в рамках которых реализуется три различных способа понимать.
В первом поле: «что есть, то и доказано». По его словам — это мир фактов, обладающих достоинством непосредственной действительности, о котором некогда было сказано, что «факты — упрямая вещь». В то же время из-за того, что реальность дана человеку фрагментарно, и она изменчива, понимание требует постоянной достройки в уме «видимого» мира.
Таким образом, первое поле понимания зачастую начинает пересекаться со вторым полем, в котором «что доказано, то и есть». Второе поле — это мир доказательных суждений, геометрических теорем и логических задач.
Третье поле — это поле не изолированных значений, а их сложных переплетений — текстов. Латинское textus собственно и значило «связь», «соединение» или «ткань». Под текстом подразумевается связная, компактная, воспроизводимая последовательность знаков или образов, развернутая по стреле времени, выражающая некоторое содержание и обладающая смыслом, в принципе доступным пониманию. Под это определение подпадают разнообразные повествовательные тексты.