Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Бубнов, Николай Николаевич (философ)

Бубнов, Николай Николаевич (философ)

Философы

русский философ


Николай Николаевич Бубнов (иногда ошибочно Александрович или Михайлович; нем. Nicolai von Bubnoff; 1880—1962) — русский философ. Славист. Жил и работал в Германии.

Биография

Окончил Александровский лицей и Петербургский университет (1913). Затем учился в Гейдельбергском университете. Находился под влиянием «Юго-западной» (Гейдельбергской) школы неокантианства Вильгельма Виндельбанда.

Собственные сочинения Бубнова были посвящены различным темам. В дореволюционный период его больше занимала философия культуры, преимущественно немецкая; вместе с Фёдором Степуном и несколькими другими молодыми философами Бубнов стоял у истоков философского журнала «Логос». Следом этого периода является книга «Культурная философия Ницше и учение о переоценке ценностей» (нем. Friedrich Nietzsches Kulturphilosophie und Umwertungslehre; 1924).

Затем, когда возвращение в Россию из Германии перестало быть возможным, Бубнова начинают больше волновать истоки русской философии, особенно религиозной. В 1925—1926 гг. он (совместно с Хансом Эренбергом) составляет и переводит на немецкий язык два тома под общим названием «Восточное христианство. Документы» (нем. stliches Christentum. Dokumente) — избранные тексты Константина Аксакова, Алексея Хомякова, Константина Леонтьева, Владимира Соловьёва, Павла Флоренского и других авторов — логическим продолжением этого двухтомника стала третья книга, «Русские религиозные философы. Документы» (нем. Russische Religionsphilosophen. Dokumente), подготовленная одним Бубновым значительно позже, в 1956 г.

С 1932 г. Бубнов — профессор Гейдельбергского университета, директор основанного им при университете Славянского института.

Отзывы о Н. Бубнове

Ханс-Георг Гадамер (1992):

Симпатичнейший человек. Я его застал в Гайдельберге, когда получил в Университете кафедру. Он к тому времени уже не был на вершине своей философской карьеры. Но предмет он знал хорошо. Мне совсем не пришлось экзаменовать студентов — Бубнов их прекрасно подготовил. Человеком же он был в высшей степени скромным.

Беседа с Хансом-Георгом Гадамером. Русские в Германии // Логос. — 1992. — № 3.

Генрих Риккерт (из письма Эмилю Ласку):

Докторскую диссертацию Бубнова я считаю просто скандальной. Знаете ли Вы, что это была статья для «Логоса», которую Кронер и Мелис отклонили, так как она показалась им слишком глупой? В этом отношении я перестаю понимать Виндельбанда. Кажется, он слишком слаб, чтобы хоть кому-то сказать «нет». Но он, видимо, не отдает себе полностью отчета в том, что, выпуская таких приват-доцентов, он позорит все наше «направление». Гессен утверждает, что Бубнов стал приват-доцентом только для того, чтобы затем стать министром просвещения в России, так как для этого поста требуются университетские профессора, прославившиеся своей непригодностью. Может быть, это чуть-чуть и преувеличено, но совсем чуть-чуть.

(Цит. по. Крамме Р. «Творить новую культуру» — «Логос» 1910—1933 // Социологический журнал. — 1995. — [№ 10?].)

Литература

  • Н. фон Бубнов. Проблема зла в русской религиозной философии // Звезда. — 1993. — № 9. — С.142-159.
  • Г. Рессель. О типологии и актуальности восприятия Ницше и Соловьева в русской философии // Вопросы философии. — 2002. — № 2. — С. 28-41.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ