Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Бузинов, Михаил Михайлович

Бузинов, Михаил Михайлович

Изобретатели

02 февраля 1904 - 16 августа 1983

кандидат технических наук, изобретатель вращающейся буровой установки для прямолинейного наклонного бурения нефтяных скважин


Михаил Михайлович Бузинов (2 февраля 1904, станица Прохладная (ныне город Прохладный, Кабардино-Балкария) — 16 августа 1983, Москва) — кандидат технических наук, изобретатель вращающейся буровой установки (ВБУ) для прямолинейного наклонного бурения нефтяных скважин.

Учился в Грозненском Нефтяном институте (Горнонефтяной факультет) с 1924-го по 1930-й г. Освоил специальность «Инженер горнонефтяного дела».

Начало работы в нефтяной промышленности

1925—1932 годы — работа на нефтепромыслах Грознефти (начинал буровым рабочим) и строительстве нефтепровода Грозный-Туапсе.

1932—1934 годы — инженер по бурению в Тресте Туркменнефти.

Строительство Московского Метрополитена

1934—1937 годы — работа в Московском Метрострое на строительстве первой и второй очереди Московского Метрополитена.

Работая инженером-производителем буровых работ, М. М. Бузинов впервые столкнулся с проблемой бурения наклонных скважин в сложных условиях для входов метро на станциях «Красные Ворота» и «Кировские Ворота» (ныне «Чистые Пруды»). Здесь он сделал и внедрил своё первое изобретение: способ бурения наклонных скважин без обсадки трубами стенок скважины при помощи специальной глинизации и герметичного плавающего «фонаря», не дающего скважине искривляться. Впервые новый метод был применён при строительстве станции метро «Площадь Маяковского» (ныне «Маяковская»). Эта разработка сразу продемонстрировала свою эффективность: по сравнению с используемыми ранее способами (с обсадкой двумя-тремя колоннами стен скважины), она позволила добиться высочайшей точности бурения (искривления скважины на глубине 52 м в пределах 10-40 см), снизить стоимость работ примерно в 3 раза, уменьшить трудоёмкость в 1,5 раза, что повлекло существенное ускорение рабочего процесса. После получения подобных результатов Бузинов М. М. назначается начальником буровых работ. Под его руководством разработанным им методом были пробурены наклонные скважины при строительстве ещё нескольких «глубоких» станций метро второй очереди: «Динамо», «Площадь Революции», «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), «Курская» Арбатско-Покровской линии.

Возвращение в нефтяную промышленность

Принимая во внимание успехи, достигнутые при бурении наклонных скважин в Метрострое, в январе 1938 г. Бузинов М. М. был направлен в Закавказье с целью внедрения своих наработок в нефтедобывающей отрасли. Работая в АзИНМАШе и Грознефти он занимался изысканиями в области бурения прямонаклонных нефтедобывающих скважин. Для этого им разрабатывалась наклонная буровая вышка.

Взгляд из США

На разработки русского специалиста обратили внимание за границей. В американском издании «Oil & Gas Journal» (сентябрь 1940 г.) отмечалось, что метод прямолинейного наклонного бурения инженера Бузинова имеет преимущества по сравнению с технологиями, применяемыми в США. В тот же период некий гражданин Соединённых Штатов обращался к Бузинову М. М. с предложением обеспечить его нелегальный выезд из СССР и переезд в США, чтобы он уже там продолжил изыскания на эту тему, но получил отказ.

Вращающаяся буровая установка — практические испытания

Хоть Вторая Мировая война и затормозила работы, но, тем не менее, в конце 40-х годов по проекту инженера Бузинова была создана Вращающаяся буровая установка (ВБУ). В 1949 г. на Старых промыслах Грознефти с помощью разработанной Бузиновым вышки была пробурена первая прямолинейная наклонная скважина (№ 3/50) со следующими параметрами: глубина 1900 м, смещение 914 м. В 1952 г. — вторая (№ 7/50, глубина 2275 м, смещение 1420 м). Согласно отзыву ГрозНИИ обе скважины пробурены успешно. Установка могла изменять угол наклона от 0 до 45 град. и вращаться вокруг нижнего поворотного шарнира опорной мачты, позволяя бурить с одного основания до 25-30 радиально расположенных прямолинейных скважин. По сравнению с традиционными способами бурения наклонно-направленных скважин (когда скважина от поверхности начинает буриться вертикально вниз, а затем набирает угол наклона для приведения к заданной траектории) применение новой установки давало ряд преимуществ:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ