Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Варела, Франсиско: биография

Американский философ сознания и когнитивный учёный Дэниел Деннетт признал, что Варела повлиял на его взгляды, однако отметил, что считает Варелу слишком революционным и обескураживающим буддистом. Чилийский нейроучёный Адриан Паласиос и чилийский биолог Хуан Басигалупо охарактеризовали Франсиско Варелу как одного из самых выдающихся нейроучёных и великого человека. По их словам, он придал науке широкую и интегративную перспективу, внеся вклад во множество областей: от математики до эпистемологии, от иммунологии до нейронауки. Варела испытал сильнейшее влияние буддизма и стремился улучшить отношения между наукой и духовностью. Буддолог, заведующая Сектором восточных философий ИФ РАН В. Г. Лысенко, называя книгу Ф. Варелы, Э. Томпсона и Э. Рош «Воплощенный ум» эпохальной, выражает мнение, что благодаря данной работе «буддийские теории сознания и психики прочно вошли в научный обиход». Российский философ Елена Князева в своей изданной в 2014 году книге отметила, что Франсиско Варела и в настоящее время продолжает оставаться флагманом исследований и одним из наиболее цитируемых авторов в философии сознания и когнитивной науке.

Аутопоэзис является одним из критериев разграничения между живыми организмами и неживой материей, используемых различными учёными, техниками и исследователями жизни, поскольку общепринятый критерий такого разграничения в настоящее время отсутствует. В то же время различной критике подвергаются как изначальная версия концепции — попытка определения и объяснения жизни, — так и многие её расширительные трактовки — применение аутопоэзиса к самоорганизующимся системам в общем или социальным системам в частности. Категорически против распространения биологических моделей аутопоэзиса в социальных науках и использования моделей эмерджентности для осмысления социальных процессов высказался и сам Франсиско Варела в одном из интервью .

Критика аргументируется тем, что концепция аутопоэзиса не способна определить или объяснить живые системы и процесс зарождения жизни, не учитывает биологическую эволюцию. С точки зрения критиков, использование самореферентности без опоры на внешнюю сущность является попыткой обосновать радикальный конструктивизм или солиптическую эпистемологию Матураны, или то, что Золо, Данило назвал «бездушной теологией». Примером может служить утверждение Матураны и Варелы что «мы не видим того, что мы не видим, а что мы не видим — не существует», или то, что реальность — это изобретение наблюдателей. Модель аутопоэзиса, пишет Род Свенсон, «таинственно отделена от физического мира своими прародителями … [и поэтому] базируется на солиптических основаниях, которые бросают вызов и здравому смыслу, и научному знанию».

Литература

Избранная библиография

  • 1980 (with Humberto Maturana). Autopoiesis and Cognition: The Realization of the Living. Boston: Reidel.
  • 1979. Principles of Biological Autonomy. North-Holland.
  • 1998 (1987) (with Humberto Maturana). The Tree of Knowledge: The Biological Roots of Human Understanding. Boston: Shambhala Press.
  • 1991 (with Evan Thompson and Eleanor Rosch). The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. MIT Press.
  • 1992 (with P. Bourgine, eds.). Towards a Practice of Autonomous Systems: The First European Conference on Artificial Life. MIT Press.
  • 1992 (with J. Hayward, eds.). Gentle Bridges: Dialogues Between the Cognitive Sciences and the Buddhist Tradition. Boston: Shambhala Press.
  • 1993 (with D. Stein, eds.). Thinking About Biology: An Introduction to Theoretical Biology. Addison-Wesley, SFI Series on Complexity.
  • 1997 (ed.). Sleeping, Dreaming and Dying. Boston: Wisdom Book.
  • 1996-99. Invitation aux sciences cognitives. Paris: Seuil.
  • 1999. Ethical Know-How: Action, Wisdom and Cognition. Stanford University Press.
  • 1999 (with J. Shear, eds.). The View from Within: First-Person Methodologies in the Study of Consciousness. London: Imprint Academic.
  • 1999 (with J. Petitot, B. Pachoud, and J-M. Roy, eds.). Naturalizing Phenomenology: Contemporary Issues in Phenomenology and Cognitive Science. Stanford University Press.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ