Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Абд ас-Самад

Абд ас-Самад

Монархи

гг


Абд ас-Самад (также Абдус Самад, Абд-аль-Самад Ширази) – род. до 1517 г., работал в 1535—1600 гг. Персидский художник-миниатюрист и каллиграф, а также вельможа могольского императорского двора. Работал в Персии и Индии. Оказал влияние на развитие могольской живописной школы второй половины XVI века более, чем любой иной художник.

Персия.

До 1544 года Абд ас-Самад жил в Ширазе, а затем в Тебризе, где прошёл обучение в мастерской шаха Тахмаспа I (правил 1524—1576 гг.). От той поры сохранился список «Шахнаме», созданный по заказу Тахмаспа I между 1515 и 1535 годами, в котором содержится миниатюра со сценой убийства Хосрова Парвизом. Исследователи приписывают её молодому Абд ас-Самаду. От этого периода не сохранилось ни одной работы с подписью художника, и атрибуция миниатюры основана на искусствоведческом анализе.

В 1543 году могольский император Хумаюн, проиграв сражения Шер Шаху, потерял индийские владения и нашёл убежище при дворе персидского шаха Тахмаспа. На одном приёме, устроенном в честь Хумаюна в Тебризе в 1544 году, тот познакомился с Абд ас-Самадом. Историк Акбара Абул Фазл в «Акбарнаме» сообщает об их встрече: «…к удивительному и чудесному Ходже Абд ас-Самаду Ширин Калам (сладчайший калам), который служил в этом городе, ценитель всего изящного (т.е. Хумаюн) отнёсся с большим уважением». В 1544 году Хумаюн выкупил художника у шаха Тахмаспа, в значительной степени потерявшего к этому времени интерес к живописи. Абд ас-Самад стал придворным живописцем Хумаюна, и в 1549 году последовал за ним в отвоёванный недавно Кабул, где разместилась временная столица моголов, пока император вёл бои за свои владения в Индии.

В Кабуле была создана китабхане, и Абд ас-Самад наряду с другими мастерами регулярно преподносил свои работы на просмотр императору по разным значительным поводам, включая Навруз (персидский Новый Год). Одной из лучших работ этого периода является «Двое юношей в саду» (датирована 1551 г. Библиотека Гулистан, Тегеран), которая позднее была включена в альбом «Муракка-и гульшан». Этот альбом много лет спустя составил внук Хумаюна император Джахангир (1605—1627), в нём содержится большинство работ художника, сохранившихся от кабульского периода. Миниатюры из «Муракка-и гульшан» выдержаны в консервативном персидском стиле, в них ещё нет того нового духа, который характерен для могольской живописи периода правления императора Акбара. В Кабуле художник жил до 1555 года, и за это время им было создано значительное число произведений, среди которых известная картина, выполненная на холсте «Правители из дома Тимура» (1550—1555 гг., Британский музей, Лондон).

Индия.

В 1555 году Хумаюн отвоевал Дели, и Абд ас-Самад вместе со всем императорским двором последовал за ним в новую столицу. Здесь художник стал одним из ведущих мастеров императорской китабхане. В 1556 году Хумаюн неожиданно скончался, упав с лестницы в своей библиотеке, и трон перешёл к его четырнадцатилетнему сыну Акбару. Юный император в ещё большей степени, чем его отец, любил живопись, Абд ас-Самад был ему учителем и наставником. От тех времён в тегеранской библиотеке Гулистан сохранилась миниатюра «Акбар преподносит рисунок Хумаюну».

Приблизительно в 1569 году Абд ас-Самад занял должность руководителя большого, растянувшегося на 15 лет, проекта — создания многотомной «Истории Амира Хамзы» («Дастан-и Амир Хамза» или просто «Хамзанаме»), руководство которым до того осуществлял Мир Сеид Али. В отличие от своего предшественника, Абд ас-Самад смог всего за 7 лет завершить десять томов, в каждом из которых было по 100 иллюстраций (Мир Сеид Али за семь лет смог закончить только четыре тома). Император Акбар высоко оценил его недюжинные организаторские способности, и стал доверять Абд ас-Самаду всё более высокие государственные должности: в 1577 году он был назначен главой императорского монетного двора, в 1582 году надсмотрщиком торговли, в 1583 году управляющим императорского дома, и в 1588 году министром финансов провинции Мультан. В бюрократической системе Могольской империи была сложная система чинов и рангов - мансабдар; Акбар пожаловал Абд ас-Самаду высший ранг в третьем классе иерархии – мансаб 400, и в честь его заслуг наградил почётным званием «Ширин Калам» (сладчайший калам). Сын Абд ас-Самада Мухаммад Шариф подружился с принцем Селимом, который впоследствии стал императором под тронным именем Джахангир. Подобно своему отцу, он стал художником и получал важные посты в могольской государственной иерархии. В истории моголов не было иной семьи художников, которая была бы столь же успешна, или могла бы сравниться своей властью и влиянием.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ