Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Васудэва I

Васудэва I

Монархи

200 г


Васудэва (кушанский: «Bazodeo», кит. «Bodiao») — правитель Кушанского царства, последний из великих царей, занимавший трон предположительно в 166—200 г. н. э. (64-98 гг. «Эры Канишки»), правивший после Хувишки I. Известен как по эпиграфическим памятникам (надписям), так и по легендам на монетах.

В период правления Васудэвы кушанские цари уделяют основное внимание индийским территориям в долине реки Ганг. Кушанам становится все труднее удерживать под своей властью провинции на северо-западе. Можно говорить об активной индианизации Кушан в это время: они усваивают индийские традиции, вступая в очень тесный контакт с местным населением. Матхура в этот период играет особую роль в политической и культурной жизни Кушанской империи.

В период правления Васудэвы проявляются признаки упадка Кушанской империи. Это выражается с одной стороны, в серьезной борьбе с государством Сассанидов, с другой стороны — в борьбе с местными индийскими династиями. Так, кушанские цари вынуждены были признать самостоятельность династии Нагов, правивших в Матхуре, и царей Каушамби. Вскоре кушаны потеряли и области Центральной Индии. Ещё одно свидетельство экономической слабости Кушанской империи при Васудэве I — деградация монетного чекана. Если золотые монеты с именем Васудэвы полностью отвечают общепринятому стандарту, то наиболее ходовые медные монеты уже содержат только часть обычной легенды и грубо изготовлены (некоторые из них, выпущенные его наследниками, рассматриваются как имитации монет Васудэвы).

В литературе описано не менее семи надписей письмом брахми с именем «Васудэва», обнаруженных в районе Махтуры. Типично индийское имя Васудэвы I, а также выпуск монет с изображениями Шивы и Лакшми(?) свидетельствуют в пользу того, что Васудэва I был индуистом и опирался на брахманизм. По мнению историков, при Васудэве I восторжествовала та разновидность культа Шивы, которая отличалась нетерпимостью к другим религиям и культам. Поскольку «Васудэва» — это имя отца Кришны в индуизме, Васудэва I стал первым кушанским царем с именем индуистского бога.

Нумизматические особенности монет Васудэвы I — стилистические традиции, легенда и изображение царя на лицевой стороне — характерны для кушанской чеканки и не позволяют специалистам однозначно считать Васудэву I основателем новой династии, но напротив — последним кушанским царем. В конце II — начале III в. в долине реки Ганг возникают ярко выраженные индийские царства, чеканящие собственные, отличные от кушанских монеты. После смерти Васудэвы I в 200 г. Кушанское царство на этой территории более не существует: индийские владения кушан распадаются, персы (Сасаниды) проникают в Северо-Западную Индию. Однако владения кушан на севере с центром в современном Таджикистане продолжали существовать. Имеются сведения об их контактах с Китаем.

Известны находки монет царя с именем «Васудэва» далеко за пределами территории Индии. В литературе описан клад золотых монет царя Васудэвы, совершенно неизношенных, найденный на территории Аксумского царства (северо-восток африканского континента). Предположительно монеты этого клада были собраны Кушанским царем и затем доставлены в столицу Аксумского царства. Поскольку в Аксумском государстве не выявлено развитых товарно-денежных отношений, сделано предположение о том, что клад является посольским даром кушанского царя Васудэвы и предназначался для Аксумского царя. Считается, что в III в. н. э. египетское мореплавание переживало кризис, и торговля с Индией осуществлялась через Аксумское царство. Именно сюда направлялись послы Васудэвы с предназначенными для местного царя богатыми дарами в виде золотого кушанского чекана.

Версия о нескольких царях с именем «Васудэва»

Сохранилось большое число золотых монет царя с именем «Васудэва». Значительные различия золотых монет Васудэвы дали основание многим нумизматам предполагать, что их выпускали несколько царей: Васудэва I, Васудэва II и даже Васудэва III. По мнению Л. А. Боровковой, факт правления в течение всех 34 лет (с 166 по 200 г. н. э.) непосредственно друг за другом двух и тем более трех царей с одинаковым именем в древней истории Востока не имеет аналогов и потому вызывает сомнения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ