Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Гавронский, Дмитрий Осипович

Гавронский, Дмитрий Осипович

Философы

философ-неокантианец, член партии эсеров, депутат Всероссийского учредительного собрания


Дмитрий Осипович Гавронский (первоначально Меер Ошерович Гавронский; 1883, Смоленск — 24 июня 1949, Цюрих) — философ-неокантианец, член партии эсеров, депутат Всероссийского учредительного собрания.

Биография

Происходил из известного купеческого рода Высоцких-Гавронских. Внук чаеторговца Вульфа Янкелевича Высоцкого. Брат Амалии Осиповны Фондаминской (жены И. И. Фондаминского) и кинорежиссёра Александра Гавронского.

Сдал экстерном экзамены во 2й московской гимназии. Учился в 1899—1904 в университетах Германии. Во время первой революции вернулся в Россию, по сведениям полиции в 1907 году состоял членом Центрального областного комитета партии социалистов-революционеров, по постановлению министра внутренних дел подлежал высылке на два года в Тобольскую губернию под гласный надзор полиции, однако высылка была заменена выездом за границу на тот же срок. В 1910 году окончил университет в Марбурге. Защитил диссертацию у Германа Когена, доктор философии. Философ-неокантианец марбургской школы, друг и коллега Э. Кассирера. По словам В. М. Чернова, он был «не от мира сего», равнодушный к земным страстям, «чувствовал себя, как рыба в воде, в сфере абстракций». Литератор. Эсер с 1904. Партийный публицист, писал под псевдонимом Светлов. В 1907 арестован и административно выслан за границу. В 1910 вернулся в Россию, но вынужден был снова эмигрировать. Член Заграничной делегации партии социалистов-революционеров . Вернулся в 1917 в Россию через Германию во втором рейсе «запломбированных вагонов». Депутат Московского Совета, член Московского комитета партии эсеров.

Обязательный кандидат партии эсеров в Учредительное Собрание. Однако «Организационный совет» (фракционная организация крайних правых эсеров, возникшая при активном участии Б. Савинкова) выступил с обращением к партийным организациям не включать в свои списки утверждённых ЦК кандидатов — Натансона, Герштейна и Гавронского, как подозрительных «по сношению с неприятелем». Избран во Всероссийское учредительное собрание в Симбирском избирательном округе по списку № 2 (эсеры и крестьянский съезд). Участник заседания Учредительного собрания 5 января. Член бюро фракции правых эсеров в Учредительном собрании. В мае 1918 делегат VIII Совета партии социалистов-революционеров.

В 1918 году вместе с Н. С. Русановым, И. А. Рубановичем, В. М. Черновым и В. В. Сухомлиным входил в Заграничную делегацию партии эсеров на мирной конференции социалистов разных стран в Стокгольме. Эмигрировал, официальный представитель партии социалистов-революционеров за границей. В 1920-е приват-доцент Берлинского университета по кафедре философии. Участник совещания членов Учредительного собрания в 1921 году в Париже. Участвовал в Париже в 1921 в публичном собеседовании по докладу Л. И. Шестова на тему «De profundis», в 1924 там же выступил с лекцией о теории относительности А. Эйнштейна. В начале второй мировой войны эмигрировал в США, жил в Нью-Йорке. Вернувшись в Европу, участвовал в работе комиссии по подготовке материалов к Нюрнбергскому процессу. Профессор философии Бернского университета.

Отзывы современников

…идеал точности и такой научности, которой прежде всего нет и у самого Когена. Борис Пастернак, соученик по Марбургскому университету, в письме Л. О. Пастернаку от 29 декабря 1912.
Гавронский обладал совершенно исключительными способностями — редкой памятью, владел словом, был начитан и осведомлен в самых разнообразных науках и областях: политике, литературе, математике, истории, философии, революционном движении. Я наверняка не исчерпал всех областей его знаний — назвал только те, о которых мне было доподлинно известно. Он мог читать доклады и говорить, говорить, говорить часами, без запинок, на память и не готовясь, и его всегда было не только поучительно, но и интересно слушать. Марк Вишняк.
…у него была феноменальная память. Мы — да, кажется, и он сам — любили проделывать с ним такой опыт: брали какую-нибудь мудреную книгу и читали из неё вслух страницу. — А ну, Митька, повтори! — И Митя её тут же безошибочно повторял — это было чем-то похожим почти на фокус. Помню, как он таким образом повторил прочитанную ему страницу из «Психологии» Спенсера. Понял ли он её, я не знаю. Владимир Зензинов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ