Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Гелен, Арнольд

Гелен, Арнольд

Философы

29 января 1904 - 30 января 1976

немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, представитель технократического консерватизма


Арнольд Гелен (нем. Arnold Gehlen, 29 января 1904, Лейпциг — 30 января 1976, Гамбург) — немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, представитель технократического консерватизма.

Биография

Основное влияние на Гелена оказали Ханс Дриш, Николай Гартман и, в особенности, Макс Шелер. Принадлежал к Лейпцигской школе социологии.

В 1933 году Гелен вступил в НСДАП. В 1943 году был призван в Вермахт. После денацификации преподавал в колледже в Шпайере. В конце 1960-х был яростным критиком протестных движений.

Основные идеи

Антропология

Основная работа Гелена, посвященная вопросам философской антропологии — «Человек, его природа и положение в мире» (1940). Продолжая традицию Шелера и Плеснера, Гелен в то же время более радикален. Он стремится полностью порвать с метафизической традицией. В этом сказывается влияние, оказанное на Гелена американским прагматизмом.

Подход Гелена во многом биологичен. Описывая человека при помощи Гердеровской метафоры «человека ущербного», Гелен задается вопросом: как вообще такое существо как человек способно выжить? По мнению Гелена, человек (в отличие от животного) не может выжить в природной среде, у него редуцированы инстинкты. Он перегружен избытком информации («избыточная нагрузка»).

Из этой недостаточности Гелен стремится вывести все феномены человеческого существования. «Избыточная нагрузка» вызывает к необходимости «психологическую разгрузку». Эту задачу выполняют социальные институты, обеспечивающие, по Гелену, выживание человека. Институты являются заменой редуцированных инстинктов.

Человек — действующее существо, активно формирующее свою среду обитания. В этой активности человек и создает культуру, как средство собственного выживания.

Социология

Гелен придерживался консервативных взглядов. Его социологический проект строится на его понимании человека как ущербного и одновременно деятельного. Так как у человека редуцированы инстинкты, то его деятельность обусловлена не инстинктами, а обществом. Все влечения человека формируется социально в процессе воспитания, а не являются чисто природными.

К остаткам инстинктов у человека добавляются разнообразные мотивы и потребности. Человек способен творить свой собственный мир. Эта способность — обратная сторона недостаточности. Опыт упорядочивается у человека при помощи языка и при помощи социальных институтов.

Социальные институты придают человеческой психике стабильность. Они необходимы для придания человеку определенной идентичности и выполняют функцию «психической разгрузки». Человек не может реализовать себя непосредственно. Он должен всегда опосредовать свою деятельность институтами. Поэтому невозможно говорить о «естественном» человеке, существующем отдельно от культуры.

По Гелену, наиболее эффективно социальные институты действовали в архаическом обществе. Они выполняли все свои функции компенсации недостаточности природы человека. Однако в Новое время на первый план выходит человеческая субъективность. Человек живёт в состоянии хронической рефлексии, находится в ситуации выбора. Он все время пытается сформировать свою идентичность, в то время как раньше эта идентичность была изначально задана.

Эстетика

Одна из поздних работ Гелена «Картины времени» посвящена современному искусству. Современное искусство для Гелена — пример субъективации человека. Художники создают язык, непонятный неискушенному зрителю. Искусство становится предельно рациональным и рефлексивным. Оно принципиально фрагментарно, находится в процессе становления и неукоренено в традиции.

Этика

Этике посвящена работа Гелена «Мораль и гипермораль». В ней Гелен критикует этику «гуманитаризма», этику принятия других культур (мультикультурализм). Такая этика для Гелена означает потерю европейцами собственной идентичности. Интеллектуалы, проповедующие такого рода этику «требуют неограниченной свободы для себя и равенства для всех остальных».

Избранные сочинения

  • Действительный и недействительный дух, 1931
  • Теория свободы воли, 1932
  • Государство и философия, 1932
  • Человек. Его природа и положение в мире (Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt), 1940
  • Первобытный человек и поздняя культура (Urmensch und Sptkultur. Philosophische Ergebnisse und Aussagen), 1956
  • Душа в техническую эпоху (Die Seele im technischen Zeitalter), 1957
  • Картины времени. К социологии и эстетике современной живописи, 1960
  • Мораль и гипермораль (Moral und Hypermoral. Eine pluralistische Ethik), 1969

Издания сочинений

  • Gesamtausgabe, Bd. 1-10, Frankfurt am Main, 1978
  • Gehlen A. Soziologie der Macht // Handwoerterbuch der Sozialwissenschaften. Bd.7. Stuttgart, Tuebingen, Goettingen, 1961. S. 77-81.

Публикации на русском языке

  • Гелен А. О систематике антропологии (пер. А. Ф. Филиппова) // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. — М.: Прогресс, 1988. — С. 152—201
    • Части 1, 2, 3 — С. 152–166
    • Части 4, 5 — С. 166–177
    • Части 6, 7, 8 — С. 177–190
    • Части 9, 10, 11 — С. 190-201
  • Гелен А. Социология власти // Социологическая теория: классические тексты и современные дискуссии. Русско-немецкая хрестоматия. / Сост. и пер. Н. А. Головин, 2001.
  • Гелен А. Образ человека в свете современной антропологии // Личность. Культура. Общество. — 2007. — Вып. 3 — (37). — С. 37–51. (перевод А. Н. Портнова)

Литература

  • Руткевич А. М. Гелен, Арнольд
  • Руткевич А. М. Гелен, Арнольд // Энциклопедия «Кругосвет».
    • 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #11853808X // Общий нормативный контроль — 2012—2016.
    • data.bnf.fr: open data platform — 2011.

    КОММЕНТАРИИ
    Написать комментарий

    НАШИ ЛЮДИ