Александр Карлович Гибшман (1839—1893) — российский инженер путей сообщения, член Императорского Русского технического общества, автор множества научных трудов; действительный статский советник.
Биография
Александр Гибшман родился 11 августа 1839 года в приходе Сикелп (Курляндия) в семье пастора. В 1860 году успешно окончил Петербургский университет со степенью кандидата математических наук и поступил в Институт корпуса инженеров путей сообщения. В 1863 году окончил его с чином поручика.
Служил в Главном обществе российских железных дорог до 1866 года и в Обществе Одесско-Балтской железной дороги до 1873 года, занимая технические должности по службе подвижного состава и тяги.
В 1873 году Александр Карлович Гибшман был причислен к Техническо-инспекторскому комитету железных дорог и командирован на завод Русского общества механических и горных заводов для наблюдения за постройкой паровозов.
В 1879 году он был назначен центральным инспектором по надзору за изготовлением подвижного состава на русских заводах, а потом членом комиссии по рассмотрению эксплуатационных смет железнодорожных обществ, и в 1883 году членом Высочайше утверждённого совещания Министерства путей сообщения для обсуждения вопросов о правительственном надзоре за железнодорожными тарифами и представителем от Министерства путей сообщения в комиссию, учрежденную при Министерстве финансов Российской империи для обсуждения вопроса об упорядочении на будущее время деятельности русских заводов, изготовляющих железнодорожные принадлежности.
С 1885 года А. К. Гибшман состоял членом технических совещаний при департаменте железных дорог, и в 1889—1890 гг. исполнял обязанности председателя III отдела совещаний по подвижному составу железных дорог.
В 1885 году он был назначен участковым инспектором Балтийской, Царскосельской и Сестрорецкой железных дорог, в 1887 году — членом учебного отдела Министерства путей сообщения Российской империи, в 1889 году — инспектором Петербурго-Варшавской железной дороги и в 1892 году по упразднении местной инспекции — одним из 12 инспекторов центральной инспекции.
В 1893 году за безупречную службу был произведён в действительные статские советники.
Александр Карлович Гибшман умер в августе 1893 года.
Будучи членом Императорского Русского Технического общества, он принимал участие в разработке многих учебных технических вопросов, в особенности по железнодорожному отделу, непременным членом которого был избираем много лет подряд. Своими строгими требованиями по отношению к заводам, поставлявшим подвижной состав, он способствовал постановке дела на правильную почву и улучшению производства паровозов и вагонов.
Избранная библиография
- «Заметка о постройке 600 вагонов в мастерских Одесской железной дороги» (1872),
- «Сопротивление при движении поездов на железных дорогах» (1873),
- «О порче паровозных котлов и испытании их гидравлическим давлением» (1873),
- «Об отоплении паровозов антрацитом на Одесской железной дороге» (1873);
- «О службе стальных рельсов на германских железных дорогах. По поводу проектированных сталерельсовым съездом технических условий для рельсов» (1886),
- «Очерк постройки железнодорожного подвижного состава в России и описание важнейших типов, построенных нашими заводами» (1886);
- «Описание важнейших типов подвижного состава, построенных нашими заводами» (1887, награждена в 1888 году премией, присуждаемой конференцией Института инженеров путей сообщения за наилучшие статьи в «Журнале Министерства путей сообщения»),
- «Общие правила движения североамериканских железных дорог» (1887),
- «Правила для движения поездов по телеграфному соглашению в Северной Америке» (1887),
- «Североамериканский закон для регулирования провозной платы железных дорог» (1887);
- «О расширении станций на германских железных дорогах» (1888);
- «О паровозах с двукратным расширением пара (системы компаунд) и работах инженеров юго-западных железных дорог» (1889);
- «Новый швейцарский закон о времени обязательного отдыха служащих на железных дорогах и в других перевозочных предприятиях» (1890) и др.