Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Гиляров, Алексей Никитич

Гиляров, Алексей Никитич

Философы

08 декабря 1856 - 07 декабря 1938

русский философ, литературовед, педагог


Алексей Никитич Гиляров (рус. дореф. Алексй Никитичъ Гиляровъ; 8 декабря 1856, Москва, Российская империя — 7 декабря 1938, Киев, СССР) — русский философ, литературовед, педагог. В годы гражданской войны один из организаторов и первый академик-философ ВУАН. Сын публициста и богослова Никиты Петровича Гилярова-Платонова, отец искусствоведа Сергея Алексеевича Гилярова, дед зоолога, энтомолога, академика АН СССР Меркурия Сергеевича Гилярова, прадед профессора кафедры общей экологии Биологического факультета МГУ Алексея Меркурьевича Гилярова.

Творческая биография

Родился в Москве. Окончил классическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (1876—1881). По окончании Московского университета некоторое время учился в Париже у известного психиатра и психолога Жан-Маринета Шарко. Приват-доцент Московского университета (с 1885). В 1887 перевелся на кафедру философии в университет Св. Владимира (Киев). В 1888 защитил магистерскую диссертацию «Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции», в 1892 — докторскую диссертацию — «Источники о софистах. Платон как исторический свидетель». В 1891 стал профессором.

Вел курсы «Введение в философию» и по истории зарубежной философии. («Философия в её существе, истории и значении»). Свободно владел греческим, латынью, немецким, английским и итальянским языками. Выезжал в научные командировки в библиотеки Берлина, Мюнхена, Парижа и Лондона, результатом которых явились его библиографические очерки и обзоры зарубежной литературы по истории философии. Одновременно Гиляров изучает неорганическую химию, образует в Киевском университете собственную лабораторию, в которой (1894—1902) ведет исследования в области органического синтеза. Кроме того, он много времени отдает экспериментальной психологии, занимаясь проблемами психологии права, «гипнотизма», «психологии толпы» и др. Поклонник и последователь панпсихизма Г. Т. Фехнера. Толковал его учение как последовательную систему взглядов на общую связь всех элементов деятельности с их духовным единством. Вселенную рассматривал как живой организм, где сознание не возникает, а существует вечно, не имеет другого источника, кроме самого себя.

С 1922 — академик Всеукраинской Академии наук (ВУАН). Руководил семинаром по социальной философии при ВУАН. Создал в Киевском университете школу философов и психологов. Среди его учеников — В. Ф. Асмус, М. А. Дынник, В. В. Зеньковский, Г. И. Якубанис, П. П. Блонский.

Гиляров выступал против сциентистского истолкования философского знания, против редукции философии к науке; философия, прежде всего, мудрость. Основу историко-философской концепции Гилярова составляет истолкование им философии как мировоззрения, задающего человеку систему смысложизненных координат миропонимания, самосознания и поведения.

В начале 1930-х гг. подвергся критике как «буржуазный идеалист», а его труды после 1927 не издавались.

Сочинения

  • Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии. М., 1887;
  • Значение философии // Киевские Университетские Известия. 1887. № 11;
  • Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции : Критическое исследование / А. Н. Гиляров. — М. : Унив. тип, 1891. — II, II, 207, III с. — (Ученые записки Императорского Московского университета. Отдел историко-филологический; вып. 7).;
  • Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. Киев, 1892;
  • Гипнотизм по учению школы Шарко и Психологической школы. Киев, 1894;
  • Новые книги по истории средневековой и древней мысли (за 1889—1894) // Киевские Университетские Известия. 1895. № 6, № 11;
  • Старые поэты в новых русских переводах. Данте, Боккаччо, Ариосто, Сервантес, Байрон. Критический очерк с точки зрения учения о поэзии как выражении вселенского логоса. Киев, 1895;
  • Обзор трудов по греческой философии за 1892—1896 гг. Киев, 1896;
  • Обзор философской литературы за последние годы. Киев, 1898;
  • Что такое философия и что она может и чего не может дать? Киев, 1899;
  • Предсмертные мысли XIX века во Франции. Очерк миропонимания современной Франции по её крупнейшим литературным произведениям. Киев, 1901;
  • Новейшие попытки философского синтеза на научной почве // Киевские Университетские Известия. 1901. № 11;
  • Что нужно читать, чтобы заниматься философией? Киев, 1902;
  • Рецензия на кн.: Г.Челпанов. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч.2. Представление пространства с точки зрения гносеологии. Киев, 1904 // Киевские Университетские Известия. 1904. № 11;
  • Введение в философию. Киев, 1907;
  • Пособие по истории новой философии. Лекции. Киев, 1914;
  • Руководство к изучению философии. Киев, 1916;
  • Философия в её существе, значении и истории: В 2 т. Киев, 1918—1919.

Литература

  • Ткачук М. Л. Проблема детерминации философского знания в творчестве А. Н. Гилярова // Проблемы философии. — Вып. 82. — К.: «Выща школа». Изд-во при Киевском университете, 1989. — С. 114—121;
  • Асмус В. Ф. Философия в Киевском университете в 1914—1920 годы (Из воспоминаний студента) // Вопросы философии. — 1990. — № 8. — С. 90-108;
  • Кушаков Ю. В., Ткачук М. Л. О. М. Гіляров як історик філософії // Філософська і соціологічна думка. — 1990. — № 5. — С. 94-104;
  • Ткачук М. Л. Філософія світла і радості: Олексій Гіляров. — К.: Український центр духовної культури, 1997. — 184 с.;
  • Філософський факультет (документи та матеріали) / За ред. А.Є. Конверського. — К.: Центр навчальної літератури, 2004. — С. 86, 90-94;
  • Бичко І. В., Огородник І. В. Філософська думка у Київському університеті: історія і сучасність. — К.: Центр навчальної літератури, 2005. — С. 118—161.

Цитаты

«Из многочисленных работ А. Н. Гилярова особенно надо отметить „Руководство к изучению философии“ (Киев, 1916). Гиляров развивает своеобразную систему „синехологии“ (очень близкую к софиологическим построениям). Гиляров был последователем философии Фехнера, и его наиболее ценные мысли лежат в области космологии»

— Зеньковский, В.В. История русской философии. В 2 т. Т.2. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – С. 529

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ